ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Аграрный сектор загоняют в тупик. Зачем?
20.04.2011 / Газета: Родной причал / № 16(1182) / Тираж: 8000

Еще летом 2009 года ведущий отечественный сельхозпроизводитель, инвестор и экспортер зерновых и масличных культур компания «НИБУЛОН» приступила к реализации масштабного инвестпроекта по возрождению судоходства на реке Днепр, а впоследствии — и на Южном Буге. Проект, общая стоимость которого к осени 2010 года возросла до 470 млн. долларов, предусматривал создание сети линейных элеваторов и речных терминалов на Днепре и Южном Буге, а также строительство собственного флота компании. Только на Николаевщине планировалось открыть три речных терминала — в Новой Одессе, Бугском и Шостаково. Однако построить успели только объект в Новой Одессе. Причина в том, что еще с минувшего лета чиновники стали чинить колоссальные препятствия компании в осуществлении экспортной деятельности, а в октябре и вовсе ввели квоты на экспорт зерновых. Но это еще полбеды. Хуже то, что механизм распределения квот оказался коррупционным, непрозрачным, и получили их по большей части малоизвестные фирмы, тогда как крупные игроки, годами нарабатывавшие себе репутацию на мировом рынке, оказались не у дел. В итоге «НИБУЛОН» вынужден был приостановить торгово-закупочную деятельность. Остановилась и реализация инвест-проекта.

Вся эта цепь событий привела к тому, что в затруднительном положении оказалась не только компания «НИБУЛОН». Без работы остались тысячи николаевцев — строителей, корабелов, работников логистического комплекса. Страдают и сельхозпроизводители, лишенные возможности продать свое зерно по справедливой цене. Село, испытывающее колоссальный инвестиционный голод, несет финансовые потери. Рынок стал, склады и элеваторы пе-

релолнены, но экспортировать зерно могут лишь избранные.

Недавно глава Николаевской облгосад-министрации Николай Круглов, решив ознакомиться со сложившейся ситуацией, посетил терминал «НИБУЛОНа» в Новой Одессе. Объект был введен в эксплуатацию в марте, но пока стоит без дела, поскольку из-за непрозрачного распределения квот компания остановила экспорт. Простаивает высокотехнологичный комплекс, в строительство которого вложено около 190 млн. грн., пустуют уже созданные рабочие места. Нет работы — нет налогов, соответственно страдает и бюджет.

- Экспортный потенциал Украины без системы логистики практически невозможен, -подчеркнул во время знакомства с терминалом в Новой Одессе Николай Круглов. — То, что сегодня в Украине частный бизнес начал заниматься логистической составляющей, дело нужное, ведь развитие Украины зависит именно от аграрного сектора. Создание базы для нашего экспортного потенциала будет способствовать наполнению валютных резервов государства, решению проблемы занятости и социальных вопросов, строительству дорог и жилья.

Отметим, что терминал в Новой Одессе емкостью единовременного хранения в 76 тые, тонн строили около 60 подрядных организаций. Это уникальный объект, расположенный на заболотистых грунтах. Только для создания здесь свайного поля потребовалось забить более 2,6 тыс. свай на глубину до 32 метров. Их производством был загружен Николаевский завод ЖБИ, работали другие производители железобетонных изделий Николаевщины. Кроме этого «НИБУЛОН» привлекал наших строителей и на свои объекты в других регионах. В целом участие в инвестпрограмме «НИБУЛОНа» на протяжении 2010 года принимали свыше 1,5 тыс. николаевских строителей. И если иногородние банки и супермаркеты, расположенные в Николаеве, платят налоги в бюджеты -других регионов, то николаевские строители, напротив, зарабатывали деньги за пределами области, а налоги платили здесь. Благодаря ООО СП «НИБУЛОН» они избежали спада отрасли, сохранили коллективы. Для примера, заказы «НИБУЛОНа» составили примерно треть общего объема работ НЗЖБИ, до 40% — института «Николаевагропроект», 80% — «Жилстрой-НИКО». У других фирм эти показатели так же существенны. Во многом благодаря «НИБУЛОНу» на фоне всеобщего спада отрасли Николаевская область в 2010 году увеличила объемы строительных работ сразу на 30,7%. А заводу «Океан» с 2009 года компания заплатила за строительство судов свыше 350 млн. грн.

Теперь эти предприятия остались без заказов, не могут обеспечить работой людей, не знают, как им сохранить трудовые коллективы. Может пострадать и бюджет, а ведь только в прошлом году ООО СП «НИБУЛОН» заплатило в бюджеты всех уровней свыше 132 млн. грн.

Обеспокоенные своим будущим николаевские строители обратились с коллективным письмом к главе облгосадминистрации. В ответ Н.Круглов согласился с тем, что квотирование нужно отменить. «Квоты — это плохо, — считает он. — Когда чиновник начинает что-то делить, тут же возникает простор для коррупции. Поэтому государство хочет уйти от квотирования и заменить его экспортными пошлинами. Это должно произойти к новому урожаю». Он выразил надежду на то, что в скором времени работа для строительного комплекса области появится.

Однако пока ситуация остается прежней. Компания «НИБУЛОН», по рукам и ногам связанная квотами, не может приступить к строительству таких же, как в Новой Одессе речных терминалов в Шостаково (Николаевский район) и Бугском (Николаевский район). Уже закупленное для этих объектов современное оборудование — сушильные установки, бункерные весы, автомобилеразгрузчики, комплекты сборных силосов, сепараторы, цепные и ленточные конвейеры, судопогрузочные машины и многое другое -хранится на площадках, прямо под открытым небом. Все это закупалось в прошлом году, когда никто и подумать не мог, что инвестпроект, способствующий возрождению украинского судоходства, придется приостановить. А ведь стоимость этого оборудования, вынужденного пережить снега, морозы, ветры и ливни, составляет свыше 11 млн. евро!

Среди проигравших и сельсоветы. Не секрет, что с началом строительства каждого нового объекта «НИБУЛОН» заключает договор социального партнерства с местными властями и оказывает помощь в развитии социальной инфраструктуры. Объекты первоочередного внимания компании — это школы и детские сады, ФАПы, клубы, дороги, спортивные площадки, системы водоснабжения сел. Так, в Бугском на деньги «НИБУЛОНа» планировали восстановить наружное освещение, а в перспективе приступить к решению таких насущных для села проблем, как ремонт дорог, реконструкция школы и детского сада. В свою очередь в Шостаково рассчитывали на модернизацию системы водоснабжения, ремонт детсада, обустройство цивилизованного речного пляжа. Также власти обоих сел, где много безработных, надеялись и на создание новых рабочих мест. Теперь все эти надежды повисли в воздухе.

Стоит отметить, что жители этих сел, не понаслышке знают об инвестиционной программе компании «НИБУЛОН», ведь предприятие неоднократно организовывало ознакомительные поездки по своим подразделениям. В частности, депутаты Николаевского горсовета, райсовета Николаевского района, общественность и представители сельсовета с. Шостаково воочию увидели работу современного перегрузочного речного терминала ООО СП «НИБУЛОН» в филиале «Витово», ознакомились с производством сельскохозяйственной продукции в филиале «Чигирин» на Черкащине. Здесь их ожидали не только увлекательные и познавательные экскурсии по предприятиям компании, но и встречи с представителями местной общественности и местного самоуправления, во время которых николаевцы имели возможность лично убедиться в огромной социальной ответственности «НИБУЛОНа» перед местной территориальной громадой. А еще николаевцев поразили культура производства, новейшие технологии, дороги к терминалам как состоявшееся европейское лицо предприятия, визитка его открытости и настроя на партнерские отношения. Во время встреч присутствовала нескрываемая благодарность жителей за сам подход к делу и проявленные многочисленные инициативы со стороны предприятия, улучшающие жизнь региона.

А на Полтавщине их ожидал праздник, ведь приехали они прямо на торжественное открытие речного терминала в селе Градыжск, на котором собрались сотни местных жителей, а значит — у николаевцев и жителей области была возможность лично задать интересующие их вопросы градыжчанам. Генеральный директор Алексей Вадатурский лично уделил им внимание и ответил на все, без исключения, вопросы. Наши земляки были приятно удивлены и поражены результатам инвестиционной деятельности компании, ведь они увидели, какие позитивные изменения получило местное население, и убедились, что в Украине есть компания, которая способна работать как хорошо отлаженный швейцарский механизм. И, конечно

же, все уже представили, какие улучшения ждут и их. Но, оказывается, по вине тех или других необдуманных решений чиновников откладываются хорошие планы жителей как одного, так и другого села.

И это только два терминала, а в целом по Украине остановлено строительство восьми объектов компании!

Порой непрозрачное распределение квот сказывается в таких мелочах, которые чиновники в далеких киевских кабинетах и представить себе не могут. Вот, скажем, филиал компании «НИБУЛОН» в селе Прибужаны. Здесь в прошлом году собран прекрасный урожай кукурузы. В округе привыкли, что после ее отгрузки филиал продавал оставшиеся отходы по низким ценам местным жителям на выкорм птицы. Сейчас, естественно, с прекращением отгрузки купить кукурузную крупку невозможно, а брать дорогое товарное зерно крайне невыгодно.

Страна испытывает острый дефицит сертифицированных мощностей для хранения зерновых, до сих пор не оптимизированы логистические схемы их внутренних перевозок и поставок на экспорт, село задыхается от нехватки ресурсов. Тем временем «НИБУЛОН» — перспективная отечественная компания, которая на протяжении последних лет была заслуженно признана лидером в решении всех этих проблем, — искусственно отодвигается от зернового рынка.

Почему же государство ведет такую, мягко говоря, странную политику? Обычно это объясняют плохим урожаем и необходимостью обеспечить продовольственную безопасность Украины. Однако для этого есть Аграрный фонд и Госрезерв, которым достаточно было еще в период сбора урожая закупить то количество зерна, которое минимально необходимо для покрытия внутренних потребностей украинских хлебопеков. Вместо этого Аграрный фонд начал новый маркетинговый год (стартует в июле в период сбора зерновых) с распродажи товарных запасов зерна избранным фирмам nq сниженным ценам. Естественно, образовавшийся вакуум нужно было чем-то заполнять. Зерно нового урожая пришлось покупать уже по более высоким ценам, что привело к вымыванию финансов. Дошло до того, что функции по стабилизации рынка на Николаевщине взяла на себя компания «НИБУЛОН», поставляющая зерно на формирование помольных партий для хлебопекарной отрасли по фиксированной це-

не в 1350 грн./тонна, что намного меньше цены рынка. Таким образом, в Николаевской области обеспечивается самая низкая цена хлеба по Украине. А в ответ «благодарное» государство оставило «НИБУЛОН» без квот, выделив их «приближенным» компаниям, часть из которых даже не имела необходимых товарных запасов для экспорта.

- Государство должно стать равноправным игроком на рынке зерна и действовать не административными методами, не быть слоном в посудной лавке, не выбрасывать с рынка крупные компании и устанавливать собственную монополию, -уверен генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Герой Украины Алексей Вадатурский. — Такие действия обрекают аграрный сектор на инвестиционный голод, мешают ему развиваться. Госмонополия нереальна еще и потому, что физически невозможно вести расчеты со всеми производителями, если учесть, что сегодня зерновыми занимаются 88 тыс. субъектов хозяйствования. Такие опыты над аграриями несостоятельны, они нанесут селу большой ущерб.

«НИБУЛОН» готов дать работу тысячам людей, но не может этого сделать из-за действий чиновников. Негативный имидж Украины формируется за рубежом'. Если мы так ведем себя сегодня, то кто согласится работать с Украиной завтра как с равноценным и предсказуемым, партнером? К сожалению, пока этот вопрос остается актуальным.

Автор: Станислав КОЗЛОВ.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту