ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Селяне верят в «НИБУЛОН», а «НИБУЛОН» — в торжество здравого смысла
21.04.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 45(3061) / Тираж: 7500

Мы уже сообщали нашим читателям о том, что в связи с введением квотирования и, главное, непрозрачным распределением квот на экспорт зерновых, ведущий украинский сельхозпроизводитель, инвестор и экспортер компания «НИБУЛОН» была вынуждена приостановить торгово-закупочную деятельность и заморозить до лучших времен инвестиционный проект по возрождению судоходства на Днепре и Южном Буге. Для Николаевщины это несет серьезные экономические последствия: без работы остаются строители, корабелы, резко снижаются шансы сельхозпроизводителей реализовать плоды своего труда по справедливой цене. Не появятся и новые рабочие места на терминалах в Шостаково и Бугском, которые компания «НИБУЛОН» планировала построить на Южном Буге.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На днях в пресс-тур по объектам, строительство которых заморожено в результате введения экспортных квот, отправилась группа николаевских журналистов.

Одна из площадок под строительство речного терминала компании расположена на берегу Южного Буга севернее Вознесенска. Брат-близнец уже построенного в Новой Одессе терминала емкостью единовременного хранения в 76 тыс. тонн, должен был появиться здесь, на землях Бугского сельсовета. Опыт работы компании свидетельствует о том, что с началом реализации очередного инвестпроекта «НИБУЛОН» не только сразу покупает земельный участок под строительством, перечисляя в местный совет достаточно большую сумму для решения многих необходимых социальных вопросов местной громады, платит все налоги в местный бюджет, но еще и вкладывает солидные средства в реализацию социальных проектов, поддерживает объекты сельской инфраструктуры — школы, клубы, детские сады, спортплощадки, строит дороги. Кто же от такого откажется?

На деле оказалось не все так просто. Площадка в 5 га на участке у поросшего камышом берега реки уже давно могла превратиться в грандиозную стройку. Но этого так и не случилось. Вместо объекта, сооружаемого ударными темпами, взору журналистов предстала голая степь со снятым верхним слоем грунта и сиротливо торчащими пробными сваями, которые были забиты еще в прошлом году. С тех пор реализация проекта не продвинулась ни на шаг.

Речной терминал в Бугском должен был войти в состав филиала компании «Прибужановский», производственная база которого расположена в нескольких километрах по соседству. Сегодня этот филиал, оснащенный передовой сельхозтехникой импортного производства, превратился в большой склад под открытым небом. На току и мехдворе общей площадью 3,5 га здесь хранится элеваторное оборудование, завезенное еще в прошлом году для строительства терминала. Чего тут только нет: сушильные установки, бункерные весы, автомобилеразгрузчики, сами сборные силосы, сепараторы, скальператоры, цепные и ленточные конвейеры, судопогрузочная машина и многое другое.

Все заготовленное для строительства оборудование новое — датского, голландского, немецкого, британского, российского и, конечно же, украинского производства. Общая его стоимость только для оного терминала превышает 5,5 млн. евро. Его начали подвозить еще в прошлом году в расчете на скорое строительство, целые караваны грузовиков шли на Прибужаны, европейские водители, проехавшие пол-Украины, поражались нашим дорогам, удручающему состоянию наших населенных пунктов и низкому уровню жизни населения. «Ну, ничего, чем больше будете строить таких терминалов, чем больше будете экспортировать, тем лучше станет жить страна», — подбадривали они.

Но в силу непредвиденных обстоятельств стройку отложили на неопределенное время. Наступили холода, пришла зима. И все это оборудование, не приспособленное для длительного хранения под открытым небом, зимовало здесь, прямо на асфальте. Как на грех, филиал «Прибужановский» расположен на пригорке, зимой обдувается ледяными ветрами. Ветер срывал тенты, нещадно рвал полиэтилен. Залежи технологического оборудования приходилось не раз укрывать брезентом снова и снова, прятать от дождя, снега и ветра. Зима закончилась, вот уже середина весны, а оно по-прежнему не востребовано. Как долго продлится эта ситуация?

Директор филиала «Прибужановский» ООО СП «НИБУЛОН» Елена Тричева не скрывает эмоций.

- Я вообще какого-то объяснения этой ситуации не нашла. Мы работаем на землях четырех сельских советов — Прибужановского, Бугского, Новоселковского и Новогригорьевского. Люди держат дома много птицы. У нас — прекрасный урожай кукурузы. Когда идет ее отгрузка, отходы, крупку реализуем по низкой цене. В филиале более 700 арендодателей. Кому это невыгодно? А в нынешнем году отгрузки не было, все стоит. Отсюда и последствия... Власти к этому равнодушны. Понимаю, не от райгосадминистрации зависит распределение квот, но позицию свою она должна иметь — это же наши люди!

В филиале трудятся 120 человек, в страду также привлекают сезонных рабочих. С вводом в строй терминала появилось бы еще до 100 рабочих мест. Но появится ли, с учетом беспрецедентного давления, оказываемого на «НИБУЛОН», и приостановки реализации инвестпроекта?

Не скрывает своего разочарования и сельский голова Бугского Наталья Баланюк. Когда-то это село было донором бюджета, но со временем из-за своей специфики превратилось в убыточное. Своих сельхозугодий здесь мало, значительная часть земли используется песчаными карьерами и хозяйством «Зеленый Гай», паевать, считай, нечего. Соответственно и налогов мало. Большинство из более чем 2 тыс. местных жителей занимаются тепличным овощеводством на своих приусадебных участках. На карьерах с началом кризиса жизнь едва теплится. Конечно, помогает «Зеленый Гай». Но селу этого мало. Нужно восстанавливать наружное освещение, ремонтировать дороги, расширять детский сад, где сегодня дети из разных групп спят в одной спальне и не имеют своей площадки. В школе катастрофически не хватает места, нет полноценной учительской, спортзал разделен на классы. Во многом из-за этого более сотни бугских детей ежедневно ездят на учебу в Вознесенск.

И тут появился «НИБУЛОН» со своим инвестпроектом. Работы на площадке под терминал еще не начались, а компания уже подписала договор социального партнерства и в его рамках выделила первые 250 тыс. грн. — на капремонт наружного освещения, порадовала подарками школьников и воспитанников детского сада. В сельсовете ликовали — вот оно спасение, получим деньги от «НИБУЛОНа», подключим другие хозяйства, — и за несколько лет кардинально улучшим инфраструктуру села, решив застарелые проблемы. Были надежды и на то, что «нибулоновцы» расчистят русло реки и возобновят судоходство, избавив от потока большегрузных зерновозов местные дороги.

Но надежды как внезапно появилась, так и угасли. Проект «завис», компания находится под прессингом чиновников. А если «НИБУЛОН» в итоге откажется от строительства терминала, все надежды жителей Бугского пойдут прахом.

Надеялись в Бугском и на появление новых рабочих мест. Теплицы на подворьях, конечно, тоже деньги приносят, но хочется заработать официальный трудовой стаж, получить нормальную пенсию. Появись терминал, и тогда не пришлось бы многим ехать на работу в Вознесенск, когда вот она, прямо под боком. Но...

- Жалко мне, что так получилось, — признается сельский голова Наталья Баланюк. — И почему в нашей стране такое происходит?

Впрочем, жалко не только ей. Аналогичные надежды питали и жители села Шостаково, где, на правом берегу Южного Буга должен был вырасти третий на Николаевщине терминал в рамках «НИБУЛОНовского» инвестпроекта. В прошлом году компания заключила с Шостаковским сельсоветом договор социального партнерства, согласно которому село рассчитывало на 500 тыс. грн. помощи. Часть этой суммы рассчитывали пустить на улучшение водоснабжения Шостаково и Корчино, остальное — на детский сад. Да и рабочие места не были бы лишними. В Шостаково проживают всего 700 человек, около 170 — люди трудоспособного возраста, не имеющие никакой работы. Тем временем «НИБУЛОН» уже начал помогать селянам: установил оборудование частотной регулировки на одной из скважин, закупил спортинвентарь для школы, организовал праздники для детворы.

Впрочем, даже теперь, когда проект заморожен, шостаковцы стараются оставаться оптимистами. Ведь надеяться им больше не на кого: крупных предприятий в селе нет, просить серьезной помощи вообще не у кого.

- Верим, что все же и у нас появится речной зерновой терминал, — говорит Шостаковский сельский голова Владимир Ермак. — Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с компанией и будем просить вышестоящие власти помочь в реализации инвестиционного проекта.

Стоит отметить, что жители этих сел, не понаслышке знают об инвестиционной программе компании «НИБУЛОН», ведь предприятие неоднократно организовывало ознакомительные поездки по своим подразделениям. В частности депутаты Николаевского горсовета, райсовета Николаевского района, общественность и представители сельсовета с. Шостаково воочию увидели работу современного перегрузочного речного терминала ООО СП «НИБУЛОН» в филиале «Витово», ознакомились с производством сельскохозяйственной продукции в филиале «Чигирин» на Черкасщине. Здесь их ожидали не только увлекательные и познавательные экскурсии по предприятиям компании, но и встреча с представителями местной общественности и местного самоуправления, во время которых николаевцы имели возможность лично убедиться в огромной социальной ответственности «НИБУЛОНа» перед местной территориальной громадой. А еще николаевцев поразили культура производства, новейшие технологии, дороги к терминалам как состоявшееся европейское лицо предприятия, визитка его открытости и настроя на партнерские отношения. Во время встреч присутствовала нескрываемая благодарность жителей за сам подход к делу и проявленные многочисленные инициативы со стороны предприятия, улучшающие жизнь региона.

А на Полтавщине их ожидал праздник, ведь приехали они прямо на торжественное открытие речного терминала в селе Градыжск, на котором собрались сотни местных жителей, а значит у николаевцев и жителей области была возможность лично задать интересующие их вопросы градыжчанам. Генеральный директор Алексей Вадатурский лично уделил им внимание и ответил на все, без исключения, вопросы. Наши земляки были приятно удивлены и поражены результатам инвестиционной деятельности компании, ведь они увидели, какие позитивные изменения получило местное население и убедились, что в Украине есть компания, которая способна работать как хорошо отлаженный швейцарский механизм. И, конечно же, все уже представили, какие улучшения ждут и их. Но, оказывается, по вине тех или других необдуманных решений чиновников откладываются хорошие планы жителей как одного, так и другого сел.

Тем временем оборудование для шостаковского терминала пылится и на площадке Колосовского элеватора в Веселиновском районе. Оно тоже хранится под открытым небом, поскольку больше деть его некуда. Общая стоимость оборудования, закупленного для терминалов в Бугском и Шостаково и неожиданно оказавшегося невостребованным, составляет более 11 млн. евро. Неужели эти деньги не на что больше было потратить?

- Конечно, можно, да кто ж знал, что нашу компанию поставят в такое нелепое положение, — расстроенно пожимает плечами директор Колосовского элеватора Сергей Шевченко.

Страна испытывает острый дефицит сертифицированных мощностей для хранения зерновых, до сих пор не оптимизированы логистические схемы их внутренних перевозок и поставок на экспорт, слишком низок общий уровень агрокультуры у сельхозпроизводителей. Тем временем «НИБУЛОН» — перспективная отечественная компания, которая на протяжении последних лет была заслуженно признана лидером в решении всех этих проблем, — сегодня искусственно отодвигается от зернового рынка. Такая политика столичных чиновников не идет на пользу ни аграрной отрасли страны, ни тем более имиджу Украины за рубежом. Так не пришло ли время ее коренным образом пересмотреть?

Автор: Станислав Козлов.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту