ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Электроэнергия — товар, за который необходимо платить
21.04.2011 / Газета: Рідне Прибужжя / № 44(3078) / Тираж: 6008

Недавно в редакции газеты «Рідне Прибужжя» состоялась телефонная «прямая линия» с коммерческим директором ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» Николаем Гончаруком, который на протяжении двух часов отвечал на актуальные вопросы жителей области и журналистов.

Началась беседа с вопроса о кражах электроэнергии. Кстати, в Донецке из-за таких «народных умельцев» женщину убило током, когда она мылась в душе. Произошел этот несчастный случай из-за метода, при котором использование электричества скрывается путем заземления на водопроводную трубу.

Николай Павлович так прокомментировал ситуацию с кражами электричества:

- Вообще электроэнергия является таким видом товара, который не потрогаешь и не пощупаешь, не положишь в сумку. Этот специфический товар вырабатывается, передается и потребляется одновременно. Его невозможно хранить, как газ, воду или топливо. Способы хищения её многонаправленные и многопрофильные. Есть даже труды докторов технических наук по данной проблеме, в России издана книга «102 способа хищения электроэнергии». Понятно, что в ней описаны не все существующие способы — их гораздо больше. Но не стоит забывать, что электроток очень опасен для человека, поэтому токоведущие части должны быть изолированы. Если человек действует в рамках разработанных правил эксплуатации электросетей и электроприборов, то проблем возникать не должно. Нарушение приводит к плачевным результатам. С 2000 года введены изменения в Правила устройства электроустановок. В быту обязательно должна быть сеть с тремя проводниками: фаза ноль и зануление. Это — дополнительный защитный проводник. Каждая электроустановка должна быть оборудована устройством защитного отключения (УЗО), которое мгновенно реагирует на нарушения при использовании электроэнергии в помещении потребителя, и это устройство мгновенно отключается, что гарантирует безопасность. А в случае в Донецке произошло нарушение Правил устройств электроустановок: дополнительное заземление, которое не предусмотрено правилами, так как электроэнергия использовалась помимо приборов учета. Вообще, данная проблема является актуальной для компании. Идя навстречу потребителям, подобно правоохранительным органам, в прошлом году ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» объявило акцию для жителей области, которые используют электроэнергию мимо приборов учета. Это была чисто моральная акция, и на неё откликнулись примерно 10-12 человек в области. Скорее всего, подобная акция будет проведена и в этом году, но, как видим, таким путем наше население не заставишь платить честно.

Многие либо не знали об акции (хотя компания оповестила о ней через средства массовой информации), либо надеются, что они и дальше будут безнаказанно действовать в подобном русле. Но такая точка зрения ошибочна. Всем известна народная мудрость «сколько веревочке не виться, конец все равно наступит». Так вот, компания очень строго следит за подобными нарушениями: у нее более 200 точек учета, с помощью которых можно проследить, сколько электроэнергии вошло в электросети области. А приборы учета на каждой подстанции помогают вести баланс, сколько энергии было отдано и какое фактическое количество указывают потребители. Когда же баланс на такой точке контроля не сходится, работники компании более тщательно начинают исследовать ситуацию. Если потребитель попал на этот крючок, то рано или поздно его нарушение будет выявлено, и тогда неминуемо последуют штрафные санкции (около 7000-8000 гривен штрафа для однофазного потребителя). В месяц по области в среднем обнаруживается до 400 таких нарушений.

Для выявления нарушений существуют специальные рейдовые бригады, ведь, кроме прямых убытков компании, подобные хищения могут привести к большой беде.

Возвращаясь к случаю в Донецке, Николай Гончарук отметил: на жалобы жильцов о том, что на какой-либо трубе возник потенциал, мы реагируем моментально. Для этого существует комиссия, в состав которой входят представители МЧС, «Николаевгаза», ЖЭКа и ОАО «ЭК Николаевоблэнерго». У нас отработана процедура поиска заземления.

Далее последовали телефонные звонки от жителей Николаевщины.

Первым дозвонившимся на «Прямую линию» оказался Николай Григорьевич Кондратевич, житель поселка городского типа Константиновка в Арбузинском районе. Стоит сказать, что во время общения с жителями области из этого населенного пункта было ещё два звонка. Как и Николая Григорьевича, Оксану Георгиевну Пискун и Михаила Анатольевича Шаталова волнует вопрос низкого напряжения в сетях Константиновки.

Напряжение летом составляет 170-190 вольт, а зимой падает до 150-170 вольт. Уже более двух лет жители поселка обращаются в Арбузинский филиал, однако до сих пор вопрос остается нерешенным.

Как отметил Николай Гончарук, он знает об этой проблеме. В компании в планах на этот год есть пункт о проведении реконструкции сетей и подстанции в Константиновке. Коммерческий директор ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» пообещал жителям населенного пункта, что в апреле — мае текущего года эту проблему, скорее всего, решат.

Николай Павлович сказал, что ситуация в Константиновке не является каким-то из ряда вон выходящим случаем — такая проблема может возникнуть в любом населенном пункте:

- Пример Константиновки является наиболее ярким. Если бы электроустановка в данном населенном пункте имела специальные устройства защитного отключения, установленные в соответствии с теми договорами, которые ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» заключает с каждым абонентом, то проблемы бы не существовало.

Причина кроется в том, что разрешенная мощность каждого однофазного потребителя, как правило, не превышает двух киловатт. Но потребители покупают различные электроприборы, тем самым улучшая качество своей жизни. К тому же Константиновка находится в так называемой 30-километровой зоне, где электроэнергия для бытовых потребителей дешевле на 30%. Вот и используют её люди в самых различных целях: от бытовых приборов до электроотопления. Естественно, никто не спрашивает разрешения компании на увеличение мощности.

Но ведь сеть, в основном, рассчитана на определенное количество абонентов при максимальной мощности каждого в 2 киловатта. Исходя из такой мощности, умноженной на количество абонентов, рассчитан был и сам трансформатор. А постоянное увеличение нагрузки на сеть новыми электроприборами ведет к тому, что трансформатор попросту не справляется с сегодняшней нагрузкой в пиковые часы.

Мы уже несколько раз проводили в Константиновке ремонт и установили более мощный трансформатор. Но и это не спасло, ведь от подстанции к потребителю идет линия электропередачи, а провода также были рассчитаны на те же 2 киловатта мощности отдельного потребителя. Чтобы провести замену проводов, необходим проект и соответствующее финансирование.

Сегодня в области около 500 тысяч потребителей электроэнергии, которых обслуживает приблизительно 5600 подстанций, большинство из них требуют капитального ремонта. В нашей компании понимают, что проблему необходимо решать. Для этого были разработаны планы инвестиционной программы и капитального ремонта. В этом году по инвестиционной программе большие перспективы, и мы её удачно начали реализовывать. Объект в Константиновке также есть в перечне программ: скорее всего реконструкция будет проведена за счет средств на капитальный ремонт.

Ответил Николай Павлович и на вопрос частного предпринимателя Анатолия Николаевича Калениченко из села Ермоловка Баштанского района, о фермерском хозяйстве которого наше издание писало в одном из предыдущих номеров. Вся проблема заключает в аварийном состоянии электросетей, из-за чего частенько ферма остается без электроэнергии, и это негативно сказывается на процессе дойки.

Николай Гончарук посоветовал предпринимателю подъехать в Баштанский филиал и захватить с собой договор на поставку электроэнергии:

- Я дам задание Смоле Ольге Леонидовне (директор филиала). Если у вас в договоре вторая категория надежности, то в таком случае допускаются перерывы в электроснабжении на время проведения оперативных переключений, то есть у вас должно быть два питания: или от нас, или у вас резервное электроснабжение. Если в договоре указано, что вы — потребитель третьей категории надежности, то Правила устройств электроустановок допускают перерывы в электроснабжении до 24 часов. С этим вопросом надо разобраться: необходимо, чтобы у предприятия была вторая категория. В соответствии с договорами и Правилами устройства электроустановок, в случае аварийных отключений мы обязаны в течение суток восстановить электроснабжение. Если этого не происходит, то ситуация переходит из категории простого отключения в аварию второй категории. И компания несет штрафные санкции и перед жителями, и перед органом, который контролирует нашу деятельность (НКРЭ).

Коммерческий директор ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» отметил, что аварийное состояние сетей электропередач является едва ли не главной проблемой предприятия: они изношены более чем на 70%.

Очень интересным оказался вопрос жительницы областного центра. Нина Васильевна Лебедева проживает в Корабельном районе по адресу: ул. Металлургов, 34, и ее очень волнует проблема рационального использования электроэнергии. Дело в том, что в тамбурах её и близлежащих домов сутками напролет горит свет, поэтому вполне естественен был вопрос, кто за это платит.

По словам Николая Павловича, этот вопрос волнует и его самого, ведь приборами учета электроэнергии обеспечены от 70 до 80% домов Николаева. А в случае их отсутствия расчет между ЖЭКом и компанией ведется исходя из утвержденных нормативов использования электроэнергии для освещения подвалов и тамбуров, а также работы лифтов. Разумеется, сумма, выставленная облэнерго, распределяется ЖЭКом на всех жильцов, и они зачастую платят за электроэнергию, которую использовали их соседи.

Но эта проблема в скором времени будет решена: компания заключила с мэрией города договор о совместной программе, по которой до конца мая должны быть установлены во всех домах приборы учета электроэнергии, поступающей на все здание.

Николай Павлович так прокомментировал ситуацию:

- Третий год я бьюсь с этими ЖЭКами, чтобы поставить приборы контроля. Мы выделили из своего ремонтного фонда индукционные приборы учета, которые будут реализовываться по себестоимости. Если будет учет, а не расчет по формуле, тогда, конечно, ситуация исправится. На сегодня все ЖЭКи подписали договора, поэтому в скором времени мы начнем работу по установке приборов контроля и планируем, что она будет завершена до 1 июня. Если исходить из количественных целей, то во всех ЖЭКах отсутствует порядка 600 точек учета.

На вопрос, не пыталось ли ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» решить вопрос о принятии на свой баланс внутридомовых сетей в городе, чтобы взять ситуацию под контроль, Николай Павлович ответил следующим образом:

- Конечно, мы пытались решить этот вопрос, ведь таким образом могли бы улучшить качество наших услуг и провести ремонты этих сетей. Но существуют «подводные камни». Внутридомовые сети являются собственностью, которая имеет свою цену и её просто так не отдадут. Кроме этого, законодательством предусмотрено, что мы должны компенсировать затраты ЖЭКов по обслуживанию данных сетей. В соответствии с правилами пользования, в прошлом году нам нужно было заключить с ЖЭКами договора на совместное использование внутридомовых сетей. При этом они свои сметы должны были согласовать в территориальном представительстве Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, которая является контролирующим органом. В случае согласования нам включается в тариф эта смета, и мы выплачиваем утвержденную сумму ежемесячно ЖЭКам. Но из всех ЖЭКов сметы утвердили 3-4, поэтому нам в тариф суммы не включены, и мы их не оплачиваем.

Следующий звонок поступил из Кривого Озера. Как утверждает местная жительница Алла Николаевна Бабий, два года назад она перешла на электроотопление, но сегодняшние лимиты её не устраивают.

Как отметил Николай Павлович, установкой тарифов для населения занимается Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, решением которой утверждено, что под льготную категорию жилье Аллы Николаевны не подпадает. Поэтому жительнице районного центра он посоветовал следующий вариант:

- Я вам рекомендую электроотопление, которое выгодно, если используется аккумулятивная система. При этом ставится дополнительная емкость, греется вода в ночное время, и с помощью насоса вода циркулирует на протяжении суток. В таком случае затраты в 2-3 раза ниже. По этой системе в области отапливаются детские сады, школы. Если использовать ночную электроэнергию, которая на 60% дешевле, такое отопление выгодно.

Не могло наше издание не задать Николаю Павловичу вопрос о тарифах для населения и их поднятии. По словам коммерческого директора ОАО «ЭК Николаевоблэнерго», на такой шаг Национальная комиссия регулирования электроэнергетики вынуждена была пойти, чтобы избавиться от перекрестного субсидирования. К тому же не стоит забывать, что в долларовом эквиваленте в Украине среди стран СНГ даже после роста тарифов цена на электроэнергию остается самой низкой. Если разложить тариф на составляющие, то, кроме цены электроэнергии на энергорынке, в него входит транспортировка электроэнергии по центральным магистралям и стоимость услуг самого ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» по его доставке населению. Поэтому говорить о завышенной цене на услугу не приходится.

Коммерческого директора ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» также спросили: возможно ли платить за электроэнергию наперед. Николай Гончарук ответил, что в соответствии с Правилами пользования в договоре указывается порядок и форма оплаты за потребленное электричество: по расчетной книжке, по предоплате (карточки предоплаты) и по платежным документам. Если человек желает наперед платить, то стоит подписать дополнительное соглашение к договору.

Под занавес «Прямой линии» Николай Павлович ещё раз отметил, что электроэнергия — это товар, за потребление которого необходимо платить. Многие люди забывают, что ОАО «ЭК Николаевоблэнерго» является предприятием, и его цель — получение прибыли. Поэтому честное сотрудничество потребителей и компании выгодно для обеих сторон.

P. S. Через несколько дней после проведения «Прямой линии» в редакцию газеты обратился директор ЧП «Злагода» Анатолий Калениченко, который попросил выразить благодарность руководству ОАО «Николаевоблэнерго» за оперативную реакцию на его обращение и помощь в решении затронутого им вопроса.

Автор: Дмитрий ШВАРЦ и Алена ВИКТОРОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту