ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Со смешанным чувством восторга и горечи
23.04.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 46(3062) / Тираж: 7500

Прошлым летом, встретившись с главой «НИБУЛОНа» в тенистом дворе, где находится николаевский офис компании, я шутливо сказал: «Привет олигарху от четвертой власти!». Но Алексей Афанасьевич Вадатурский шутливого тона не принял.

- Да какой же я олигарх! — с тихой обидой возразил он. — Олигархи — это те, кому на халяву достались заводы и фабрики, корабли и доменные печи. А мы не участвовали в сомнительных схемах приватизации, не дерибанили бюджет. В «НИБУЛОНе» — с нуля — все создавали своими руками, работой коллектива, честными взаимоотношениями с международными финансовыми организациями. Так что для меня «олигарх» — обидно звучит!..

Я поспешил заверить его, что легкомысленное приветствие — не более чем «фигура речи». Но его обостренную реакцию на это иноязычное слово, нагло вторгшееся в речевой обиход постсоветской Украины, — понимаю.

После этого, общаясь с Вадатурским, тщательнее подбираю слова.

Он тоже тщательно подбирал слова во время нашей недавней беседы, состоявшейся после невеселой презентации нового, долгожданного, суперсовременного, но, увы, пока не востребованного элеваторного комплекса «НИБУЛОНа» в Новой Одессе с участием главы облгосадминистрации Н. П. Круглова (об этом событии наша газета рассказала в одном из недавних выпусков).

Вадатурский делал мучительные паузы, отвечая на вопросы, — чувствовалось, что прославленный Герой Украины, создатель и руководитель успешнейшей компании с мировым именем, с трудом сдерживает обуревающие его эмоции.

- Итак, Алексей Афанасьевич, напомним читателям о предмете вашей, и не только вашей, тревоги. Отечественный зерновой рынок штормит. «НИБУЛОНу» и ряду других известных зерноторговых компаний «перекрыли кислород». С осени прошлого года томится в хранилищах предназначенное на экспорт зерно, срываются контракты, простаивают суда, под угрозой реализация замечательного проекта по созданию «НИБУЛОНовского» флота, возрождению судоходства и грузоперевозок по Днепру и Южному Бугу. Государство ввело ограничения на вывоз зерна, мотивируя это необходимостью обеспечить «продовольственную безопасность» страны и тем, что «государство должно контролировать рынок зерна». Может быть, действительно, высокие национальные интересы понуждают чем-то жертвовать, опять на время затягивать пояса — во имя светлого завтра? Очень много, к примеру, говорится о том, что государство, видя успешную деятельность зернотрейдеров и оценивая тенденции мирового рынка, растущий дефицит продовольствия в мире, — тоже решило стать игроком, создать государственного оператора на зерновом рынке...

- Я — за то, чтобы и государство участвовало в зерновом бизнесе. Пусть будет не одна, а даже несколько государственных компаний на зерновом рынке Украины. Это — однозначно — будет помощью для аграрного сектора страны. Но вот ключевой момент: чтобы эта госкомпания, или компании с участием государства, не имели никаких эксклюзивных прав, преимуществ, каких-либо преференций в виде административных рычагов или чиновничьего лоббирования их интересов. Чтобы все — и государственные, и полугосударственные, и частные компании — были на равных. Только в этом — в честной конкурентной работе — я вижу залог процветания аграрного сектора Украины. А сегодня я не вижу, что компании, такие, как «ХлебИнвестБуд» и подобные ей, бизнес которых лоббируют чиновники, — преследуют государственные интересы.

Если же возобладает линия на установление монопольного положения — это тупик, убытки, откат назад. Это разрушение сложившейся инфраструктуры зернового рынка Украины и отсутствие перспектив на будущее.

- Известно, что в нынешнем маркетинговом году, когда правительство ввело квоты на экспорт зерна, эти самые преференции, преимущества и квоты неожиданно для всех получил ряд малоизвестных компаний, в частности «ХлебИнвестБуд», которые ранее особо не блистали на зерновом рынке. В то же время солидным и активным игрокам, не только «Нибулону», под искусственными предлогами квот не предоставили. Может быть, в вас говорит обида?

- Обида — это слишком мягкое, бытовое слово. Боль — так точнее. Боль не только за «НИБУЛОН», по отношению к которому поступили несправедливо и вероломно. Боль за вынужденное бездействие всей создававшейся годами структуры, за коллектив компании, за партнеров — корабелов «Океана», строителей, — которых мы планировали обеспечить работой и не можем этого сделать.

В то же время я не имею ничего против «ХлебИнвестБуда», или «Государственной продовольственной и зерновой корпорации», или кого-либо еще. Я с равным уважением ко всем отношусь. Но, считаю, необходимо одно: чтобы все участники зернового рынка были в равных условиях.

- Алексей Афанасьевич, как вы в принципе относитесь к установлению ограничений — квотированию, лицензированию и т.п. на зерновом рынке?

- Я категорически против того, чтобы правила игры на зерновом рынке менялись в течение сезона. Это свидетельствует об отсутствии линии государства по развитию аграрного сектора и позволяет различным депутатским группам, отдельным влиятельным депутатам вносить те или иные законопроекты, которые являются ничем иным, как лоббированием частных интересов приближенных компаний. И это видно налицо.

Мы сегодня слышим от руководителей: «Если будет урожай, то с 1 июля у нас будет свободный рынок». Вот это «если», «если будет» — отсутствие определенности — самое страшное. И ужасно то, что мы сегодня не знаем, как распорядятся зерном не только нового урожая, но и что делать завтра, послезавтра, — участники рынка не знают. Мы все находимся в зависимости от субъективного фактора. И никогда еще за годы независимости не было такой непонятной ситуации на зерновом рынке Украины.

Право государства — при необходимости, на короткое время, вводить определенные ограничения. Чтобы защитить свое население, свое государство, обеспечить продовольственную безопасность. Но это лучше делать в начале маркетингового года, 1 июля, а не в разгар сезона. И это должно делаться открыто, прозрачно, в законодательном поле, чтобы все игроки имели равный доступ к участию в этом рынке.

Нашу компанию, считаю, противозаконно отстранили от участия в распределении квот на отгрузку зерна. Несмотря на то, что мы в условиях рынка «сняли» остатки зерна в период уборки, и хозяйства это устраивало, мы дали возможность хозяйствам убрать зерно, посеять озимые культуры, убрать кукурузу — словом, мы дали возможность всем хозяйствам закончить сельскохозяйственный год. И вдруг оказывается: мы этим зерном распорядиться не можем. И теперь нам приходится чуть ли не каждый день объясняться с кредиторами — а это первоклассные западные финансовые институты, — и объяснять им ситуацию по торговле зерном на внутреннем рынке Украины. Ну, как все это объяснить солидным представителям цивилизованного бизнеса?.. А ведь они по отношению государства к нашей и другим именитым зерноторговым компаниям судят о политике в аграрном секторе Украины, о том, какова инвестиционная привлекательность Украины в аграрном секторе.

- А как, кстати, зарубежные партнеры воспринимают сложившуюся ситуацию?

- Международные организации солидарны с нами. Они тоже не понимают, что происходит. И призывают украинское правительство вернуться к цивилизованному поведению на внутреннем и внешнем рынке зерна, соблюдать обязательства, данные при вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. Они дипломатично обращают внимание на непрозрачность при распределении квот, на дискриминацию участников зернового рынка внутри Украины, создание монопольного положения для избранных компаний, на нерыночность различных законопроектов, вносимых в Верховную Раду. Словом, они прекрасно информированы о происходящем на зерновом рынке Украины и всячески пытаются образумить наших аграрных руководителей. И, наверное, делают свои выводы о том, можно ли в дальнейшем иметь отношения с такими непредсказуемыми партнерами.

- Им легче: убедившись в ненадежности Украины как партнера, они просто отвернутся от нас. Нам сложнее: из-за преобладания эгоистических интересов и засилья коррупции Украина может надолго оказаться в изоляции. И никакие ритуальные заклинания властей об устремленности нашей страны в лоно мировой цивилизации — не помогут.

Алексей Афанасьевич, на днях журналисты со смешанным чувством восторга и горечи знакомились с возведенным в кратчайшие сроки элеваторным комплексом в Новой Одессе. Наши читатели уже знают, что этот комплекс — первый шаг в реализации грандиозного проекта по возрождению судоходства на Южном Буге, от Вознесенска до Николаева. Причем вами задумано возобновить не только грузовые, но и пассажирские перевозки. Для этого на заводе «Океан» сооружаются буксиры и несамоходные суда, запроектированы пассажирские катамараны. И вдруг — все застопорилось. Что реально теряют «НИБУЛОН» и Николаевщина?

- Действительно, Новоодесский перегрузочный терминал может оказаться не востребованным. Не получив квот на экспорт зерна, наша компания не может производить закупку зерна от сельхозтоваропроизводителей в это очень ответственное время. Более того, по этой же причине «Нибулон» вынужден приостановить, отложить начало строительства еще двух подобных элеваторных комплексов — в с.Бугское под Вознесенском и в с.Шостаково Николаевского района. Несмотря на то, что оборудование на эти объекты получено, стройматериалы поставлены, финансирование западными банками обеспечено, — мы вынуждены весь этот запущенный и отлаженный механизм приостановить — чтобы избежать дополнительных расходов и потерь на внутреннем рынке. К большому сожалению, нас вынудили приостановить и реализацию программы по возрождению Южного Буга и Днепра как судоходных транспортных артерий. Приостановлена и наша судостроительная программа на заводе «Океан», где мы планировали строительство 12 буксиров (дополнительно к сооружаемым шести), еще 12 несамоходных судов, а также катамаранов для перевозки пассажиров по Южному Бугу и Днепру. Из-за искусственно созданной ситуации на зерновом рынке мы вынуждены переносить сроки реализации этой инвестиционной программы. Увы, это не от нас зависит.

Я думаю, что о сложившейся ситуации не знает Президент Украины, думаю, что не знает и Премьер-министр. Думаю, что такие действия людей, приближенных к власти, противоречат программным заявлениям Президента Украины В.Ф. Януковича о госполитике в разных сферах экономики. Нас очень воодушевило, когда Президент в своей Программе экономического и социального развития заявил, что правительство должно отказаться от нерыночных методов в АПК, от квотирования и лицензирования. Вместо квот Президент выступает за введение экспортных пошлин. Я поддерживаю эту линию Президента Украины. Любые другие попытки регулирования зернового рынка — это принятие решений в угоду тем или иным приближенным структурам. А это — коррупция, против которой борется Президент. К сожалению, на самом деле — коррупция «в разы» растет. Остановить ее могут только прозрачность деятельности компаний на зерновом рынке, открытость процедур и справедливый закон.

- Алексей Афанасьевич, не хочется, чтобы у читателей складывалось впечатление, будто нынешний конфликт на зерновом рынке — это просто борьба бизнесменов за лакомый кусок, до которой массе простых людей, обывателей, населению Николаева и области нет никакого дела...

- Я хочу подчеркнуть: от дискриминации «НИБУЛОНа» плохо не одному Вадатурскому и работникам компании. Страдают наши партнеры-смежники: корабелы «Океана», строители (в сооружении Новоодесского элеватора участвовали около 60 подрядных организаций). С приостановкой дальнейшей программы строительства — они пока остаются без работы и без заработка. А это тысячи людей, их семьи. Наши элеваторные комплексы — это сотни рабочих мест и неплохой заработок для местных жителей. Наше решение перевозить зерно водным путем — это значит десяткам тысяч грузовиков не надо будет заходить в Николаев, уменьшится нагрузка на автомобильные дороги и мосты, оздоровится экология. Разве это плохо? Наконец, успешная деятельность «НИБУЛОНа» — это немалые отчисления в местный бюджет, занятость населения, забота о социальной сфере, масштабная благотворительная деятельность, о которой, думаю, все знают.

***

Действительно, об этом многие николаевцы знают и отдают должное «НИБУЛОНу». Об этом свидетельствует не только то, что о компании часто пишут в прессе, что не единожды наши эксперты признавали главу «НИБУЛОНа» победителем в ежегодной общегородской программе «Горожанин года» — «Человек года», и не только то, что А. А. Вадатурский увенчан высокими званиями в общеукраинском масштабе. Высокую репутацию «НИБУЛОНа» и его лидера подтверждает и доверие, с которым к компании и ее руководителю относятся международные финансовые институты и деловые круги, и социологические опросы населения Николаева.

Вот некоторые, ранее не публиковавшиеся, данные опроса, проведенного Центром по изучению общественного мнения «Наваль-Эксперт» в августе 2010 года. На вопросы: «Как вы думаете, на каких николаевских промышленных предприятиях в настоящее время лучшее экономическое положение?», «На каких николаевских промышленных предприятиях в настоящее время наиболее современная технология?», «Какие николаевские промышленные предприятия в настоящее время вносят наибольший вклад в городской бюджет?», «Какие николаевские промышленные предприятия в настоящее время в наибольшей степени занимаются благотворительной деятельностью?», «На каких николаевских промышленных предприятиях в настоящее время самая высокая зарплата?» и др. — «НИБУЛОН» лидирует или уверенно входит в тройку первых. А на вопрос «Если бы по каким-либо причинам вам пришлось искать работу для себя или своих родственников, какое бы николаевское предприятие вы выбрали?» — большинство опрошенных выбрали «НИБУЛОН». Именно это, а не грязные анонимки в некоторых неразборчивых интернет-изданиях, — проявление истинного отношения николаевцев к «НИБУЛОНу».

Вот и становится тревожно на душе: неужели — на фоне правильных словесных деклараций и заявлений — на деле возобладают частно-эгоистические интересы отдельных приближенных к власти людей? Неужели у тех, кто олицетворяет государство, не хватит мудрости и воли позволить свободно развиваться предприятию, которое уже много лет доказывает свою экономическую эффективность, добросовестность и настоящий, негромкий патриотизм?

***

- Алексей Афанасьевич, в этом противостоянии честные люди — на вашей стороне. Но вот еще один вопрос. Ваши оппоненты навязывают обществу мнение, что «НИБУЛОН» развивает транспортную инфраструктуру, ориентированную исключительно на экспорт зерна, и тем самым якобы наносит ущерб экономике страны.

- Я потрясен такими умозаключениями отдельных чиновников. Судите сами. Если нынче Украина достигла валового сбора зерна 52 млн. тонн, то сертифицированных элеваторов в Украине имеется меньше, чем на 30 млн. тонн. Значит, страна сегодня не может обеспечить себя полностью хранилищами для выращенного урожая. К тому же для собственных нужд Украине необходимо гораздо меньше зерна, чем выращивается. Чтобы обеспечить стабильные цены на социальные сорта хлеба, Украине нужно около 700 тыс. тонн пшеницы в год, а выращивается более 20 млн. тонн. Ставить в вину нашему предприятию то, что мы возрождаем Днепр и Южный Буг как транспортные артерии, строим элеваторы, причалы и флот, развиваем транспортную инфраструктуру, — это несправедливо до абсурда!

- Некоторые беспокоятся: дай волю зернотрейдерам, особенно на фоне растущего дефицита продовольствия в мире, — они вывезут все зерно на мировые рынки, а мы будем голодать и цены на хлеб скакнут до заоблачных высот! Что бы вы ответили, чтобы развеять подобные опасения?

- Тут должен вести активную и умную игру Аграрный фонд Украины, который имеет достаточно запасов зерна, и он должен быть полноценным игроком на рынке муки и поставок муки для хлебозаводов. Когда цены для товаропроизводителя (счастливый случай!) поднимаются вверх, и хлебозаводы не могут закупить по приемлемой цене зерно, чтобы стабильной была цена на хлеб, — вот тут Аграрный фонд должен выходить на рынок с интервенционным вбросом зерна по стабильным ценам, и тем самым стабилизировать цены на хлеб в торговле. К сожалению, этим Аграрный фонд не занимался в прошлом году, и он с большим опозданием поставил пшеницу — не знаю, по какой цене, — на мукомольные предприятия с последующей передачей этой муки хлебозаводам. И как раз в это напряженное время — жители области должны это знать! — в ответ на обращение губернатора области, мэра г. Николаева наша компания фактически взвалила на себя эту обязанность и обеспечила поставку пшеницы по приемлемым ценам, с тем чтобы цена на социальные сорта хлеба в наших магазинах для социально незащищенных слоев населения была стабильной. Мне приятно было, когда во время знакомства с нашим Новоодесским элеваторным комплексом глава облгосадминистрации Н.П. Круглов сказал: «Спасибо компании «НИБУЛОН» от жителей Николаева и области, от облгосадминистрации — за то, что помогли, и цены на хлеб в Николаевской области — самые низкие в Украине!».

- То есть, Алексей Афанасьевич, вы изменили правилам бизнеса? Ведь, говорят, для «акул бизнеса» главное — прибыль. А вы выполнили социальную функцию, да еще и, наверное, себе в убыток?

- Действительно, мы купили зерно в период уборочной кампании, понесли затраты на хранение, сформировали партии, несем затраты по обслуживанию кредитных линий и по обеспечению сохранности, практически на протяжении 9 месяцев, этого зерна — и у нас значительно выросла его себестоимость. Но с целью стабилизации цены на хлеб в области — мы практически реализовали это зерно в убыток компании. Да, для бизнеса главное — прибыль, эффективность. Но совесть и социальную, гражданскую ответственность тоже никто не отменял. Для нас эти понятия — не пустой звук.

- Спасибо за откровенный разговор.

Автор: Беседовал Владимир Пучков.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту