«Уважаемая редакция! В газете «Вечерний Николаев», которую я выписываю много лет, много внимания уделяется социальным вопросам... Вот и я хочу затронуть очень актуальный — о субсидиях.
Мне отказали в субсидии. Почему? Я решила узнать, позвонив по «горячей линии» Заводского района. Причина отказа — у меня лишняя жилая площадь. Мне даже зачитали цитату из Закона о назначении субсидий. Но что странно: закон этот издан в 1995 году. Неужели сейчас и 15 лет назад — условия те же? А я слышала выступление Премьера Азарова, что ни один пенсионер не должен платить за коммунальные услуги больше 10% своей пенсии. Как это объяснить?..
Есть много людей, у которых, как и у меня, после смерти близких осталась «лишняя площадь», а лишней пенсии нет. Мне сказали по телефону, что надо написать заявление и будет назначена комиссия — она проверит условия проживания и, возможно, назначит субсидию. Что же эта комиссия может проверить?.. Бабенко Тамара Людвиговна, пенсионер, 83 года».
Разобраться в нескольких вопросах, поставленных в письме, корреспонденту «Вечерки» помогла Ирина Владимировна Дробинова, замдиректора департамента труда и социальной защиты населения.
- Прежде всего мы проверили информацию о Т.Л.Бабенко и оказалось, что Тамара Людвиговна к нам с заявлением о назначении субсидии вообще не обращалась, — прокомментировала Ирина Дробинова. — Поэтому первое, что должен сделать гражданин, претендующий на назначение субсидии, — это подать письменное заявление, а также декларацию о доходах и имуществе. Документы можно принести лично, можно послать по почте. С 2010 года пенсионерам дана такая возможность — не приходить в социальное учреждение, а воспользоваться услугами почтовой пересылки...
- Ирина Владимировна, неужели действительно Программа жилищных субсидий не менялась с 1995 года?
- Конечно, определенные дополнения и изменения в программу вносились, но сам принцип назначения субсидий не менялся — субсидия по-прежнему начисляется с учетом санитарной нормы, то есть из расчета 21 кв.м на каждого зарегистрированного на данной площади человека и дополнительно 10,5 кв. м на семью. За площадь сверх нормы надо платить на общих основаниях.
- В каких случаях возможно начисление субсидии на всю жилую площадь?
- Ситуации бывают разные: например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, временное отсутствие доходов, смерть близких, в результате чего пожилой человек остается одиноким... Для рассмотрения таких вопросов, выходящих за рамки действующего законодательства, решением горисполкома при департаменте труда создана специальная комиссия. Комиссия должна убедиться в «исключительности случая», чтобы иметь основания для начисления субсидий «сверх нормы». Верить на слово заявителям мы не можем, поскольку нередко получаем от них недостоверную информацию. Поэтому социальный инспектор, в полномочия которого входит обследование жилищно-бытовых условий, обязательно приходит в дом, составляет акт обследования условий проживания, анализирует предоставленные сведения.
И со всей ответственностью могу вам сказать, как зампредседателя этой комиссии, что еще не было случая, чтобы мы отказали в назначении субсидии на всю площадь жилья одинокому человеку, который не имеет родственников и обслуживается работниками территориального центра.
- Значит, если пожилой человек проживает в большой квартире один и при этом имеет отдельно живущих детей, то субсидия на всю площадь ему не положена...
- По закону — так. В соответствии с Семейным кодексом Украины дети обязаны содержать своих престарелых родителей и оказывать им материальную помощь. Понятно желание любой матери сохранить для своего ребенка жилплощадь, и будет вполне справедливо, если «ребенок» (а у престарелых родителей это ведь уже вполне взрослые, самостоятельные личности) примет участие в оплате родительского жилья.
Согласитесь, что государство просто не в силах нести такую финансовую нагрузку и оплачивать лишнюю жилплощадь вместо детей или родственников, которые являются наследниками этого жилья. Да и неправильно это — ни по закону, ни по человеческой морали.
- Ирина Владимировна, теперь давайте обратимся к решению Кабмина, благодаря которому с августа прошлого года уменьшен процент обязательного платежа коммунальных услуг для граждан, получающих субсидию.
- Кстати говоря, наш департамент, николаевские депутаты не раз обращались в министерство с предложениями об уменьшении обязательного платежа. Нам отказывали, мотивировали трудным финансовым положением страны, кризисом в экономике. Однако рано или поздно ни одно обращение не остается не услышанным: сегодня, согласно постановлению Кабинета Министров, обязательный платеж снижен до 10% (то есть семьи, состоящие из нетрудоспособных граждан, которым положена субсидия, платят не более 10% от совокупного дохода). Напомню: раньше, если семья состояла из нетрудоспособных граждан, процент оплаты за коммунальные услуги не должен был превышать 15%, а при наличии в составе семьи трудоспособных граждан — не более 20%.
- Это новшество в законодательстве, судя по всему, добавило вам работы...
- Вы даже себе представить не можете — сколько. С августа прошлого года количество обращений за назначением субсидий увеличилось в 3,7 раза. К нам обратились около 19 тысяч человек! Нагрузки на наших сотрудников легли колоссальные. По упрощенному порядку, чтобы получить субсидию, наш горожанин приносит (или присылает по почте) заявление и декларацию о доходах и имуществе — и все! Дальше начинается наша долгая, кропотливая работа: мы рассылаем запросы в организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, выбираем из пенсионных баз данных сведения о доходах пенсионеров, проверяем правильность и полноту указанных доходов, получаем информацию от ЖЭКов, водоканала, газовой службы, ТЭЦ и облтеплоэнерго о размерах оплаты за услуги. И так — по каждому заявителю! И по каждому заявителю — 3-4 перерасчета размеров субсидий в год, поскольку существуют и отопительный сезон, и повышение тарифов, и фактическое потребление коммунальных услуг, объем использования которых измеряется приборами учета...
- Можно ли каким-то образом получить в департаменте труда и социальной защиты предварительную консультацию по начислению субсидий?
- Конечно. У нас работают несколько телефонов «горячей линии», на телефонные звонки отвечает информатор-координатор, можно прийти на личный прием. Законодательство о назначении субсидий очень сложное, даже для специалистов, поэтому решать вопрос нужно в КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ. Наши сотрудники достаточно терпеливы при рассмотрении ситуаций: мы же понимаем, что мы — социальная служба, служба помощи. Иной раз и хотелось бы положительно решить вопрос в пользу заявителя, но законодательно оснований для этого нет. Приходится отказывать — мы ведь исполнительный орган и обязаны соблюдать действующее законодательство.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |