Одна из особенностей последнего отопительного сезона заключалась в том, что он и начался, и завершился раньше расчетного срока. Причиной послужила не прихоть теплоэнергетиков, а капризы природы. Как прошел отопительный сезон, с какими проблемами столкнулись тепловики и каких тарифов нам ждать в будущем? С этими и другими вопросами мы обратились к Владимиру БЕРЕЗНИЦКОМУ, директору областного коммунального предприятия «Николаевоблтеплоэнерго» .
Владимир Николаевич, как прошел отопительный сезон, были ли серьезные проблемы, сбои?
- Без проблем в жизни не бывает. Вполне естественно, что в нашей работе могут случаться сбои, аварии и не только по нашей вине. К счастью, в прошедшем отопительном сезоне аварийных ситуаций было примерно на четверть меньше по сравнению с предыдущим. Таковы данные нашей аварийно-диспетчерской службы. Вы знаете, что обычно усиление ветра при снижении температуры сопровождается обледенением и порывом воздушных линий электроснабжения. А у нас в Николаеве 120 котельных, все они запитаны от линий электропередач. В этом году отключений электроэнергии в наших котельных было вдвое меньше. Тут нужно сказать спасибо коллегам облэнерго. Но и своими силами мы сделали немало. В частности, перебои с подачей электроэнергии на время ремонта компенсировали с помощью мобильных дизель-генераторов, поддерживали необходимый тепловой режим. В целом предприятие выполнило свои обязательства перед потребителями.
Отопительный сезон стартовал раньше обычного. Уже 8 октября в связи со снижением среднесуточной температуры наружного воздуха ниже 8 градусов тепла в течение трех суток подряд, Николаевский городской голова издал распоряжение о начале отопительного сезона. Замечу, что его расчетная продолжительность для каждого населенного пункта зависит от климата, и если в Первомайске, к примеру, она составляет 175 дня, то в Николаеве — 165. Однако фактическая продолжительность отопительного сезона в Николаеве составила 179 дней или на две недели больше норматива. Впрочем, его досрочное завершение 4 апреля вызвано не этим, а тем обстоятельством, что в течение предыдущих трех дней среднесуточная температура была выше 8 градусов.
- Импортный газ стремительно дорожает. Когда состоится очередное повышение тарифов на тепло?
- Тарифы для предприятий теплоэнергетики определяет НКРЭ — специальный орган в Киеве. Энергетическая составляющая в нашем тарифе велика — 64% природный газ и еще 11,5% занимает электроэнергия. В итоге выходит более 75% от тарифа на тепло. В прошлом году с августа цена газа для теплоэнергетики была повышена сразу на 50%. Мы пересчитали тариф, и получилось, что его нужно повышать на 30%. Но НКРЭ рассматривала наши документы 3,5 месяца и после этого повысила нам тариф только на 10%. Остальное легло на убытки нашего предприятия, «съев» и без того минимальный уровень рентабельности в 8,5%, который у нас был. После роста цены газа тариф на тепло покрывал себестоимость услуги только на 77%, а после его повышения — на 85%. Как видите, тариф все равно остался убыточным, и вовремя рассчитаться за газ мы не можем.
А с апреля цена газа для бюджетной сферы вновь повысилась, и нам вновь необходимо увеличивать тарифы на свои услуги.
- Значит, тариф зависит не от вас, а от политики государства?
- Совершенно верно.
- Почему же тогда государство не компенсирует наносимые убытки?
- В госбюджете хотели заложить такую дотацию в размере 2,4 млрд. грн. на всю страну, хотя на практике необходимо не менее 4,5 — 5 млрд. грн. А недавно ДК «Газ Украины» предложил нам добиваться компенсации тарифных убытков за счет бюджетов местного самоуправления. Хотя денег на эти цели там нет. Да и закон прямо указывает, что возмещать убытки в данной ситуации должен именно госбюджет.
- Не привело ли предыдущее увеличение тарифа к росту долгов со стороны потребителей?
- У нас оплата потребления традиционно выше, чем в целом по Украине. В общей структуре потребителей население составляет 85%. За отопительный сезон оно рассчиталось с нами на 78%. И если в отопительный сезон мы входили с дебиторской задолженностью в 24 млн. грн., то сегодня она выросла до 49 млн. грн. Но даже при таких долгах мы рассчитались за потребленный газ на 62%, тогда как средний уровень расчетов предприятий теплоэнергетики по Украине составляет 46%. Эти цифры убедительно показывают, что проблема не в определенных руководителях или регионах, а в самом подходе государства к формированию тарифов.
Конечно, любое повышение цен в нашей отрасли ведет к росту долгов потребителей. Есть определенная часть населения, которая объективно не в состоянии оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Причин тому много: низкая зарплата и ее несвоевременная выплата, неблагополучные семьи с алкоголиками и наркоманами, невозможность оформить субсидии малообеспеченным в силу определенных жизненных обстоятельств.
Одно из следствий неплатежей — отсутствие круглогодичного горячего водоснабжения. У нас просто нет такой экономической возможности, а ЖЭКи, в свою очередь, не могут восстановить внутридомовые системы горячего водоснабжения. Если потребители будут платить все хуже, та же участь может постичь и теплоснабжение. Конечно, надеюсь, это никогда не случится.
- Уменьшить расходы на отопление квартир могла бы установка индивидуального отопления в многоэтажках. Но несколько лет назад делать это фактически запретили. Почему?
- Это связано с разными причинами. С одной стороны, население получает газ по цене в 2 — 2,5 раза меньше, чем предприятия теплоэнергетики, и такая огромная разница априори стимулирует людей на установку индивидуального отопления. Но в 2007 году Министерство ЖКХ издало приказ, по которому установить индивидуальное отопление можно в том случае, если одновременно это сделают все жильцы дома. Тогда многоквартирный дом просто отключают от наших сетей. Если, конечно, есть условия для установки индивидуального отопления, обеспечивающие его эффективность и' безопасность: наличие необходимой системы вентиляции, определенный диаметр газопроводов и т.д.
Законы физики нельзя отменить. Если индивидуальное отопление устанавливается не во всем доме, а только в нескольких квартирах, те, кто им пользуется, лишь частично обогреваются за свой счет, а остальное тепло получают от соседей, подключенных к централизованной системе отопления. Это факт, от которого не уйдешь. Такая ситуация особенно накладна для домов, где есть приборы учета тепла. Практика показывает, что при установке индивидуального отопления отапливаемая нами площадь существенно сокращалась, а вот потребление гигакалорий снижалось лишь незначительно. Ценовая нагрузка на один метр площади растет, для людей, оставшихся с централизованным отоплением, это дополнительные финансовые траты. •
- Реально ли потребителю добиться перерасчета за недотоп, и в каких случаях это можно сделать.
- Данный вопрос урегулирован Порядком проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг централизованного отопления в случае неоказания либо оказания в неполном объеме и снижения их качества. Этот документ утвержден постановлением Кабмина №151 от 17.02.2010. Добиться перерасчета можно в случаях несвоевременного начала и более раннего окончания отопительного периода, перебоев в оказании услуги на протяжении всего
отопительного сезона, а также в случае температуры воздуха в жилых помещениях при условии их утепления ниже 18 градусов. Механизм перерасчета такой: если для этого есть основания, потребитель вызывает представителя теплоснабжающей организации и ЖЭКа; и все трое должны подписать акт-претензию. Если такой акт-претензия составлен, по его результатам предприятие производит перерасчет в течение месяца, следующего за расчетным. Следует учесть, что законодательство не предусматривает перерасчетов в тех случаях, если температура наружного воздуха на протяжении всего отопительного сезона была выше нормативов.
- Почему потребители в домах, где нет приборов учета тепла, платят за отопление круглый год, а там, где они есть -только в отопительный сезон?
- Это вытекает из Порядка формирования тарифов на услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой. утвержденному постановлением Кабмина №955 от 10.07.2006. В домах, где нет приборов учета, единицей калькулирования стоимости наших услуг является квадратный метр, а где они есть — гигакалория. В случае оплаты по квадратным метрам применяется двухставочный тариф. Следует отметить, что затраты, которые входят как в расчет двухставочного тарифа, так и тарифа за гигакалорию одни те же. Просто система оплаты для потребителей разная.
- Как вы боретесь с неплатежами и как стимулируете добросовестных потребителей?
- Конечно, добросовестных потребителей лучше всего стимулировать скидками. Но у нас нет такой экономической возможности, ведь тариф и без того убыточен. Поэтому мы пошли по пути акции по розыгрышу ценных призов «С теплом и любовью!», которую ежегодно проводим в апреле по завершении отопительного сезона совместно с Николаевской ТЭЦ. Условие для участия в акции одно — не иметь долгов по состоянию на 1 апреля. С удовлетворением должен отметить, что из 86983 наших потребителей 51557 таких долгов не имели.
А вот что касается должников, мы вынуждены вести претензионную работу, подавать иски в суд и взыскивать долги с привлечением исполнительной службы. Такая работа влечет дополнительные расходы для предприятия, но поступать по-другому, мы просто не имеем права. Сначала мы подаем претензию, если положительного результата нет — обращаемся в суд. Сегодня суд может рассматривать такие иски в отсутствие должника и о решении суда тот узнает только от госиполнителя. За услуги исполнительной службы должнику приходится доплачивать еще 10% от суммы иска. Поэтому прошу потребителей: не доводите дело до суда — себе же дороже выйдет! Платить за тепло нужно до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Так заплатить за март нужно было до 20 апреля.
Тяжелая экономическая ситуация вынудила нас сразу по завершении отопительного сезона перейти на 4-дневную рабочую неделю. Таким образом, наш коллектив фактически за свой счет оплачивает подготовку к новому отопительному сезону и обеспечивает расчеты за газ. С помощью 4-дневки мы ежемесячно экономим 280-290 тыс. грн. Хотя, конечно, меня как руководителя, такая экономия на собственном коллективе не радует. Но деваться некуда.
В завершение хочу поблагодарить наших добросовестных потребителей и обратиться к должникам. Думайте не только о себе. Наша услуга — централизованная, подается на весь дом сразу, это не телефонный номер, который можно отключить, не выходя с АТС. Тот, кто не платит за теплоснабжение, вредит не только себе, но и своим соседям из числа добросовестных плательщиков. Мы все должны быть уверены в том, что войдем в зиму нормально и без долгов. Со своей стороны наш коллектив сделает для этого все возможное.
Стас КОЗЛОВ.
По законам рынка и экономики. Иного не дано
Информационным поводом для проведения пресс-конференции в Энергоснабжающей. компании «Николаевоблэнерго» стало подведение итогов по результатам первого квартала текущего года. Встреча с журналистами местных СМИ прошла в формате живой беседы, в результате которой Генеральный директор предприятии Юрий Антощенко сообщил присутствующим о произошедшей в компании изменении названия — в соответствии с Законом Украины «Об акционерных товариществах» на собрании акционеров принято решение о переименовании с Открытого акционерного общества на Публичное акционерное общество «Николаевоблэнерго». Это повлекло за собой определенные структурные изменения — в частности, связанные с оптимизацией численности управленческого аппарата. Ведь, сказал Юрий Михайлович, совсем не оправданно такое количество управленцев, которое не намного превышает число рабочих специалистов. По-прежнему приоритетными направлениями в деятельности предприятия являются качественное обслуживание электросетей, надежность и качество электроэнергии, поступающей потребителям. Сославшись на распоряжение Министра энергетики и угольной промышленности, Генеральный директор ПАО «Николаевоблэнерго» Ю. М. Антощенко подчеркнул, что предприятие планирует пересмотреть планы развития сетей — печальный опыт стихийного бедствия в России свидетельствует о необходимости переоборудования старых и строительства новых, модернизации устаревшего оборудования, отказ от голых проводов. Словом, задачи определены, и их реализация идет полным ходом.
Как положительный момент в работе энергетиков Николаевщины, Юрий Антощенко назвал итоги работы коллектива предприятия — ПАО «Николаевоблэнерго» разделил с ОАО «Днепроблэнерго» первое-второе места в рейтинге среди 13 энергопоставляющих компаний Украины. Убедительная победа свидетельствует о высокой мотивации работников всех направлений на достижение главной цели: безаварийные, надежные электропоставки потребителям, оздоровление финансового состояния, что способствовало получению солидных прибылей. К слову, по словам Юрия Михайловича, средняя заработная плата в коллективе' составляет 2500 тыс. гривен, а со второй половины года взят курс на ее увеличение. Залог тому — заметное увеличение показателей деятельности компании по сравнению с предыдущими годами. Достаточно сказать, что в 2009 г. и 2010 г. полезный отпуск электроэнергии соответственно составлял 721 млн. кВт час и 723 млн. кВт час, то в первом квартале этот показатель вырос до 803 млн. кВт час. За счет чего в коллективе добились таких показателей? Главное направление -ощутимое снижение нетехнических потерь (другими словами, хищений электроэнергии) почти на 3 процента, привлечение потребителей к использованию электроотопления, а также более широкого использования электроэнергии в технологических процессах в предпринимательской деятельности. Директор не устает говорить слова благодарности жителям Николаевщины, понимающим необходимость бережного расходования электроэнергии и своевременной оплаты за ее потребление.
Как результат, привлечены дополнительные средства на выполнение ремонтных работ — план выполнен на 119,30 %, инвестиционная программа — на 183 %. Энергетики не останавливаются на достигнутом — в текущем году запланировано выполнение инвестиционной программы на сумму 78 млн. 48 тыс. грн. Она предполагает выполнение очень большого объема работ, в том числе развитие сетей, строительство новых разгрузочных подстанций, модернизацию оборудования, замену счетчиков, внедрение прогрессивных систем учета, приобретение нового технологического транспорта 'и механизмов. Все это дает возможность избегать аварийности Б работе — к слову, в первом квартале текущего года в подразделениях ПАО не было несчастных случаев, и такая — работа ведется с особой ответственностью и пониманием ее важности.
В ходе пресс-конференции был поднят болезненный вопрос — ситуация с действующими тарифами и ценовой политикой в электроэнергетике. В данном случае Юрий Михайлович опирался на факты и цифры, ссылаясь на результаты анализа, проведенного Европейским содружеством. Конечно же, в объективности полученного заключения сомневаться не приходиться — все убедительно, а цифры красноречиво говорят о наших промахах. Достаточно сказать, что в европейских странах тарифы на электроэнергию несравнимо выше украинских. Более того, этот товар населению отпускается по гораздо более высоким расценкам, чем промышленным предприятиям. И в этом заложен здравый смысл — такая политика сказывается на ценообразовании на промышленные и продовольственные товары, пополнении бюджета, увеличении пенсионных выплат, развитии социальных программ, увеличении зарплат. А что же происходит в Украине? К примеру, в 2006 г. установленные тарифы на электроэнергию покрывали 60 процентов затрат, остальная часть дотировалась бюджетом. Дальше — хуже. В 2008-2009 гг. электроэнергия осталась в той же цене, а затратная часть значительно увеличилась (сказался ряд моментов, в том числе и повышение цен на топливо). Теперь покрытие затрат составляло всего 30 процентов, недостающие же средства опять тяжелым грузом легли на бюджет. К тому же потребители из-за роста цен на альтернативное топливо на 10 процентов увеличили расход электроэнергии. И еще такой момент. Для сравнения: в бюджете для развития всех видов здравоохранения заложено всего 6 млрд. 125 млн. гривен, а на расходы по дотациям населения — 20 млрд. грн. Конечно же, при таком раскладе мы все, т.е. население Украины, проигрываем. Поэтому нет другого выхода, как идти на непопулярные меры -увеличение тарифов на электроэнергию. И с апреля (уже принято решение) постепенно будет осуществляться повышение цены на электроэнергию.
Отвечая на вопросы журналистов, Генеральный директор ПАО «Николаевоблэнерго» Юрий Антощенко разъяснил причины имеющихся случаев недостаточного напряжения в сетях, при этом в поступившей конкретной жалобе пообещал разобраться в течение ближайшего времени. Как правило, в подобных ситуациях виновны сами же потребители — самовольное подключение, переподключение и т. д. Что касается обрезки деревьев, сказал Юрий Михайлович, то проводится она, как правило, с минимальным ущербом, в зимние месяцы. Но чтобы избежать проблем, деревья следует изначально высаживать в местах, согласованных с «Николаевоблэнерго».
Разговор, состоявшийся на пресс-конференции, несомненно, полезен для обеих сторон, тем более, что СМИ предстоит популяризировать непопулярные шаги правительства. Которые, надо надеяться, в скором будущем принесут позитивные результаты. Иного просто не дано.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |