Как будут оформлять аварии с европротоколом
Шаг 1. Договариваемся с другим водителем
Участники ДТП должны прийти к общему мнению относительно того, кто виноват, проверить полисы друг друга, самостоятельно оценить приблизительный ущерб (убедиться в том, что он не превышает 10 тысяч грн.).
Шаг 2. Общаемся со страховыми
По телефонам, указанным в полисах, нужно позвонить в страховые компании и сообщить о происшествии. Страховщики имеют право выслать на место ДТП своего представителя — страхового комиссара, который может проверить документы водителей, а также убедиться в том, что ни один из них не пьян.
Шаг 3. Производим замеры
При составлении схемы ДТП водителям необходимо самостоятельно произвести замеры. Для измерения подойдет любой предмет (монтировка, буксировочный трос либо просто кусок любой веревки), на основании которого потом можно вычислить точное значение.
Шаг 4. Составляем схему дтп
В специальном пункте европротокола нужно указать название улицы с ориентиром места ДТП (например, номер электроопоры, возле которой произошло столкновение). Затем нарисовать схематично дорогу. Должны быть указаны количество полос, разметка, положение транспортных средств.
Обязательно подлежат указанию размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного контакта ТС и рядом с ними. Желательно зафиксировать тормозной путь и другие следы, имеющие отношение к аварии. Естественно, необходимо изложить информацию о том, что произошло до столкновения: например, «выезжал из двора» — в европротоколе есть соответствующие пункты.
Шаг 5. Визит в страховую
Участники ДТП в течение трех дней после ДТП обязаны завезти заполненные бланки европротоколов в свои страховые компании. В течение 30 дней после сообщения о ДТП необходимо подать в страховую заявление о страховом возмещении, к которому приложить документы: паспорт, идентификационный код, документы на машину. Представитель страховой компании обязан предоставить бесплатную консультацию относительно того, как правильно заполнить документы.
Шаг 6. Определение ущерба
На протяжении 10 рабочих дней после получения сообщения о ДТП страховая компания обязана отправить своего представителя (комиссара, эксперта либо сотрудника) к местонахождению транспортного средства. До этого момента водитель не имеет права ремонтировать повреждения. Если в течение этого срока представитель страховой компании не приехал, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать страхового комиссара либо эксперта для определения ущерба. Затраты на экспертизу оплачивает страховая компания (им нужно привезти счет) либо эти затраты компенсируются после проведения экспертизы.
Шаг 7. Получение денег
Страховая компания в течение 15-90 дней со дня согласования размера страхового возмещения с потерпевшим водителем обязана принять решение относительно выплаты.
Источник: ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения».
Алкогольный нюанс
Самый скользкий момент в новом законодательстве — требование о том, что европротокол можно составлять лишь в том случае, если все водители-участники ДТП не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием лекарственных или наркотических средств. Дело в том, что сегодня некоторые страховые отказывают водителям в возмещении в том случае, если они не предоставили доказательств того, что в момент аварии не были пьяными, — не прошли обследования у фельдшера в пункте освидетельствования. Сейчас на обследование туда направляет сотрудник ГАИ, а водителей, приехавших для проверки самостоятельно, просто не принимают. Каким же образом тогда водители при самостоятельном оформлении будут доказывать страховой свою трезвость — непонятно. Есть надежда, что этот вопрос будет урегулирован в приказах и инструкциях ГАИ, Госфинуслуг и минздрава.
Полисы — под замену
Важный нюанс: водители, которые на момент вступления нового закона в силу (через шесть месяцев) имеют договоры ОСГПО 2-го и 3-го типа полиса (застрахована лишь ответственность водителей, вписанных в полис), не смогут воспользоваться услугой европротокола. Единственный выход для них — заключить новый договор и перейти на 1-й тип (застрахованным является ответственность любого лица, которое ездит на вписанном в полис автомобиле на законных основаниях). Правда, это непросто — прежний договор нужно расторгнуть, получить за него деньги и потратить их на новый.
Людям, оформившим договор 1-го типа, бланк европротокола выдается бесплатно на основании письменного заявления, в том числе и в случае использования (например, после ДТП) либо утери такого бланка в будущем.
Также бесплатно к полису обязаны выдать и спецталон для установки под лобовое стекло автомобиля — на нем должна быть подробно расписана информация о том, куда звонить в случае аварии.
Борьба с мошенниками
Опрошенные газетой «Сегодня» представители страховых компаний все как один говорят о том, что увеличится количество случаев страхового мошенничества со стороны водителей. Аналогичные проблемы были и за рубежом, однако практически прекратились после того, как страховые компании начали подавать на клиентов заявления в полицию по факту мошенничества — за это заводят уголовные дела. Кстати, ответственность за мошенничество предусмотрена и украинским законодательством — согласно ст. 190 Уголовного кодекса, за такие действия могут оштрафовать на сумму от 850 до 1700 грн. либо посадить на срок до 5 лет (по решению суда). Скорее всего, украинские страховщики пойдут по пути западных коллег. Сейчас же клиентам в таких случаях обычно просто отказывают в выплате.
Второй способ выявления страховых мошенников — создание единой централизованной базы по ДТП. Страховщики смогут видеть «историю» своего клиента: сколько раз он попадал в ДТП, по чьей вине. Также более широкое применение получат коэффициенты — бонус (уменьшение стоимости страховой услуги для безаварийных водителей) и малус (повышающий коэффициент для тех, кто ранее совершал ДТП) — часто попадать в аварии невыгодно. Во всяком случае, такой принцип «кнута и пряника» себя зарекомендовал в ЕС очень хорошо.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |