Проблема реформирования ЖКХ является одной из наиболее острых и болезненных для горожан. От ее решения напрямую зависит их уровень жизни. Ответа на вопрос о планах по реформированию ЖКХ горожане ждут, прежде всего, от Партии регионов (ПР), взявшей на себя всю ответственность за происходящее в Николаеве, партии, которая имеет возможность самостоятельно принять любое решение в городском совете, в т.ч. и в сфере ЖКХ. И такой ответ был дан в заявлении главы фракции ПР в городском совете Артема Ильюка, опубликованном 16 апреля в газете «Вечерний Николаев». Речь в заявлении, правда, шла не обо всей системе ЖКХ, а лишь об одной ее сфере — жилищном хозяйстве.
Что же нам предлагает Партия регионов?
Решение проблемы партия видит в «создании таких коммунальных предприятий, как управляющие компании», по сути, еще одних посредников между нами, потребителями услуг, и «любыми организациями — частными предпринимателями либо фирмами, которые могут оказать самые качественные услуги и за наименьшую цену», в т.ч. и ЖЭКами. Именно управляющие компании, по мнению ПР, должны будут обеспечить «живую конкуренцию» между субъектами предпринимательской деятельности в жилищной сфере,
Казалось бы, все правильно. Наконец-то будет реализован главный принцип реформирования ЖКХ — разделение функций заказчика (потребителя) услуг, в роли которого будут выступать управляющие компании, и исполнителя (поставщика) -«любые организации». Все, как в методичках по реформированию. Все, да не все!
Смею утверждать, не произойдет с появлением таких управляющих компаний разделения функций между заказчиком и исполнителем! Заказчики, мы с вами, и в этом случае останемся вне процесса организации и контроля жилищных услуг. В новой схеме у нас та же роль, что и сегодня, -регулярно платить «дань от порабощенных жильцов».
По версии ПР, управляющие компании будут иметь коммунальную форму собственности, что позволит приумножить доходы городской общи-
ны. На самом деле, коммунальные предприятия являются источником доходов отдельных «предпринимателей», фамилии которых все мы хорошо знаем. Ни о какой «живой конкуренции» в такой ситуации не может быть и речи! Налицо псевдоконкуренция. Мы уже видели, к чему она приводит. Знаем это и на многочисленных примерах проведения конкурсов по обслуживанию жилых домов и создания частных ЖЭКов — конкурсы выигрывают «нужные» компании, а частные ЖЭКи принадлежат родственникам и приближенным городских чиновников. Почитайте статью «Как разбогатеть, руководя «нищим» ЖКХ» в №13 газеты «Наш город Николаев».
То же самое будет и с управляющими компаниями.
Не вызывает сомнений и то, что появление еще одной промежуточной коммунальной структуры, даже с модным названием «управляющая компания», неизбежно приведет к увеличению административно-управленческого аппарата, увеличению коррупции и, как следствие, к росту тарифов на жилье.
Я никогда не был сторонником ЖЭКов. Они в одном лице объединяют функции и поставщиков, и производителей услуг, и отчасти управителей, сами определяют объемы работ по жилому дому, сами их выполняют, сами у себя принимают работу. Кроме этого, не без «благословения» власти, ЖЭКи практически исключили и свою финансовую ответственность перед жильцами домов за объемы и качество предоставляемых услуг. Такая «независимость» ЖЭКов от нас с вами ведет к росту тарифов, необоснованному повышению благосостояния «владельцев» жилищных «кон-
тор», при этом инфраструктура наших домов стремительно разрушается. Нам же уготована роль статистов на этом «празднике жизни». А с появлением частных ЖЭКов в роли статистов пребывают и органы местного самоуправления, не имеющие права вмешиваться в хозяйственную деятельность частных компаний, а рыночные регуляторы, увы, не работают.
Но ЖЭКи сегодня хоть и плохо, часто через пень-колоду, но что-то делают: метут, белят, убирают, ходят с молотком и забивают гвозди, организовывают вывоз мусора, отвечают за состояние дома и многое другое. Плохо, хорошо, но делают. Нам же предлагают схему, по которой «управляющие компании будут смотреть, справляется ЖЭК или нет...», и при этом получать наши с вами «кровные» деньги, перераспределяя их по, скорее всего, своим же фирмам-подрядчикам. При такой схеме ничего, по сути, не меняется, только ответственность за конечный результат у управляющих компаний, в отличие от ЖЭКов, снизится в разы, а неугодные ЖЭКи исчезнут с карты города.
Неужели это и есть реформирование?
Считаю, что «реформирование» в жилищной сфере надо начинать с создания условий для его проведения. Это компетенция городской власти. В первую очередь, власть должна обеспечить соблюдение положений Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», постановлений Кабинета Министров, принятых на выполнение этого Закона, и связанных с ними приказов профильного министерства.
В моем понимании «реформирование» — это заключение договоров с жителями, возможность проведения реального перерасчета за не оказанные услуги, проведение весенне-осенних осмотров жилых домов и, как следствие, планирование работ по обслуживанию домов и их согласование с жильцами. Жильцы как заказчики услуг должны определять объемы, последовательность выполнения работ и контролировать их выполнение.
Безусловное выполнение законов Украины — обязанность городской власти!
Только при наличии таких условий появится возможность проведения реформ в отрасли, а жильцы станут реальными заказчиками услуг и смогут участвовать в управлении содержанием своего дома.
Лишь после этого можно будет перейти к практическому обсуждению моделей содержания и управления жилыми домами с учетом имеющихся условий: финансовых, организационных, кадровых, текущего состояния домов, заинтересованности жителей и предпринимателей в этой сфере деятельности. При этом необходимо учесть «в этом процессе особую роль ОСН, ОСМД и просто инициативных групп жильцов, активистов в домах.
Все вышесказанное должно иметь вид городской Программы по разделению функций заказчика и исполнителя в содержании жилья и предоставлении услуг, а перечень поднятых вопросов — отдельными пунктами этой Программы. Но, к сожалению, на сегодняшний день пока имеем только заявления, которые, скорее всего, готовят почву к очередному «покращенню життя».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |