ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Грани балета
30.04.2011 / Газета: Южная правда / № 47(22782) / Тираж: 24600

Симфоническая музыка, опера и балет были представлены в областном Дворце культуры на «Празднике искусств», организованном Николаевским государственным высшим музыкальным училищем совместно с Киевским государственным хореографическим училищем. Зрители восторженно приняли выступление артистов, и оваци и стали лучшим доказательством того, что высокое искусство востребовано в наши дни.

Киевское хореографическое училище знаменито профессиональной школой, которая остается верной творческим педагогическим принципам. Директор, заслуженный артист Украины Дмитрий Клявин говорит: «Публика должна видеть только высокое качество исполнения, оно формирует эстетическое чувство и влияет на духовные запросы». Сказанное подтвердило выступление учащихся, продемонстрировавших технику, эмоциональность исполнения и большую театральную культуру. Киевляне показали прекрасно подготовленную программу. Балет «Пахита» на музыку Минкуса хореограф Мариус Петипа сочинил 130 лет назад. Фрагмент, так называемое Гран па из третьего действия продолжает самостоятельную сценическую жизнь и остается образцом виртуозного танца классического типа. Обращение к творческому наследию балетмейстера первой величины, создателя правил балетного академизма свидетельствует о преемственности и продолжении традиций. Публика принимала на ура не только гениальные находки Петипа, но и хореографические замыслы известного украинского танцовщика, народного артиста СССР Валерия Ковтуна, который использовал для постановки балетного представления финал оркестровой сюиты № 3 П. И. Чайковского. «Тема с вариациями» — наглядный пример поиска и новых свершений, оказывающих влияние на развитие украинского классического балета. Будущие звезды, лауреаты международных конкурсов Екатерина Чебыкина, Юлия Москаленко, Анна Муромцева, Анастасия Шевченко, Федор Зародышев и другие солисты балета танцевали с особым подъемом.

Каждому виду искусства присуще стремление к красоте, и трудно сказать, которое из них является важнейшим. Оперные шедевры относят к числу величайших достижений музыкального искусства. «Кармен», созданная Жоржем Бизе в XIX столетии, продолжает жить во времени и по-прежнему покоряет сердца меломанов богатством мотивов, ритмов и силой человеческих страстей. Никого не оставил равнодушным голос и сценическое обаяние заслуженной артистки Украины Ирины Бубенко, исполнившей «Сегидилью», и вокальная экспрессия Анатолия Сорочана в «Куплетах тореадора». Хор «Сонячний струм» дирижера Юрия Черепухина звучал чисто и стройно, оркестр под управлением Александра Луука играл вдохновенно. Праздник, посвященный искусству, прошел с успехом. О подготовительном этапе рассказывает директор НГВМУ, заслуженный деятель искусств Украины Анатолий Сирота.

- Анатолий Архипович, вы являетесь инициатором яркого зрелищного праздника, в котором крупным планом был показан балет. Откуда интерес к классическим па?

- Вопросами балетного искусства я занялся около десяти лет назад. Участие в комиссиях областного управления культуры, курирующего работу школ эстетического воспитания, требовало компетентности. Для себя отметил, что в учебных заведениях города и области занимаются только народно-сценическим танцем и современным эстрадным. Классического танца — основы всего балетного образования, которому учат в хореографическом училище с первого до последнего года, нет. Надо предпринимать активные попытки к тому, чтобы в нашем городе можно было получить профессию артиста балета и популяризировать этот вид искусства. Коллектив музыкального училища находится в постоянном творческом движении. Мы часто выступаем с концертами, ставили оперу. Появилось желание показать балетную классику, без которой культурная жизнь, даже при наличии замечательных хоров, оркестров, вокалистов и танцоров, обеднена.

- «Праздник искусств» состоялся и стал значительным событием в культурной жизни Николаева. Каким был путь от замысла до реализации?

- Проект, задуманный в ноябре 2010-го, поставил несколько вопросов: на какой сцене можно работать с балетом, где разместить полный состав симфонического оркестра, предусмотренного партитурой, кого пригласить? Предложение адресовали единственному в Украине Киевскому хореографическому училищу, где очень талантливые педагоги и одаренная молодежь. Когда определились с программой и выбор пал на «Пахиту», появилась другая проблема — где взять ноты? Откликнулся и полностью предоставил нотный материал Донецкий театр оперы и балета.

- Балетные па и аккомпанирующий оркестр составили идеальную гармонию, при том, что балетный спектакль сложен для дирижера. «Низкий поклон профессионалам!» — так сказал о мастерстве музыкантов и интерпретации музыки Дмитрий Клявин...

- Музыкальной стороне балетных спектаклей придается большое значение. Дирижер должен досконально знать музыку и трактовку балетной партитуры, учитывать неизбежные в балете отклонения от темпа, начало хореографической фигуры и ее завершающую точку. Дирижер нашего оркестра справился великолепно! Учитывая, что накануне провели всего лишь одну корректировку, репетицию и в силу обстоятельств оркестр во время концерта находился не в оркестровой яме, а в глубине сцены. На сегодняшний день наше творческое сотрудничество уникально. Юные балерины и танцовщики училища выступают под фонограмму. За много лет им удалось только дважды поработать с оркестром — в Хмельницком и Николаеве. Приглашение выступить с симфоническим оркестром, что обогащает исполнительский опыт, хорошие сценические условия, комфортное проживание — редкая возможность.

- Мероприятие требовало немалых затрат. Кто оказал поддержку и будут ли в дальнейшем встречи с балетом?

- Мы благодарны за содействие областному управлению культуры и ОДК, который предоставил зал. Замысел многогранен, он служит просветительству и позволяет говорить о перспективах. Синтез музыки, балета, вокала привлек широкую аудиторию. К проекту, как к школе мастерства, проявили внимание представители учебных заведений и культурно-просветительских учреждений, Николаевское отделение Союза хореографов Украины. Можно продолжать творческое сотрудничество, ставить новые спектакли, но суть идеи — дать жизнь классическому балету на Николаевщине. Я думаю, со временем эту миссию возьмет на себя музыкальное училище, в котором в

20-е годы прошлого века существовал класс хореографии. Сделан первый шаг, и на достигнутом не остановимся.

- Желаю успехов. Благодарю за беседу, праздник и эстетическое наслаждение.

Автор: Наталия Смирнова.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту