ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Реформы в Польше
04.05.2011 / Газета: Партнер-информ / № 16(620) / Тираж: 5100

Чтобы вырвать Польшу из нищеты социализма, Лешеку Бальцеровичу пришлось шокировать страну ультралиберализмом. В 1990-х поляки возненавидели реформатора, теперь боготворят.

Лешек Бальцерович, завкафедрой международных сравнительных студий SGH (Высшей школы экономики в Варшаве), сидит в маленьком, но очень светлом кабинете. Из мебели только стол и стул. «Для работы вполне достаточно», — объясняет Корреспонденту профессор.

Масштаб этой тесной комнаты несоизмерим с масштабом личности Бальцеровича. Бывший вице-премьер-министр, министр финансов, глава центрального банка — живая легенда современной Польши. Бальцерович — архитектор польских реформ, которые за считаные годы вытянули страну из нищеты.

Ключевой упор реформатор сделал на развитие малого и среднего бизнеса. Эта реформа, пожалуй, и стала национальной идеей, возродившей Польшу. Сегодня в стране более 3,6 млн малых и средних предприятий. То есть одно предприятие на каждые десять поляков.

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 47%, практически $ 206 млрд. Для сравнения: в Украине вклад мелких предпринимателей в национальную экономику находится на уровне 10%, то есть около $ 14 млрд. Сытая польская экономика выросла из глубокой нищеты, куда это восточноевропейское государство погрузил многолетний коммунистический режим.

Яцек Павлицкий, журналист Gazeta Wyborcza, вспоминает 1989 год — начало польских реформ. «А было так, — рассказывает Павлицкий. — Приходишь в магазин с одной суммой денег, ее хватает на килограмм картошки или свеклы, а на второй день за эти же деньги уже ничего нельзя было купить. Все дорожало на 100%».

Теория капитализма

Сентябрь 1989 года, в Польше прошли первые демократические выборы. 39 млн поляков преимущественно бедны и не видят в ближайшей перспективе надежд на перемены. Годовая инфляция достигла гигантских размеров — 640%. Промышленное производство упало на треть. 40% предприятий тяжелой и легкой промышленности оказались на грани банкротства.

От голодного бунта страну, вставшую на путь капитализма, спасали всем миром. Чтобы ликвидировать дефицит, из-за рубежа потекла продовольственная помощь. Страны Большой семерки выделили Польше $ 1 млрд на поддержание нацвалюты.

В 1990 году Бальцерович, занимавший тогда пост вице-премьера и министра финансов, поручил пяти независимым институтам провести исследование состояния экономики. Эксперты пришли к выводу: стабильности страны угрожает колоссальное несоответствие между крайне высокими темпами роста потребления и зарплат с одной стороны и незначительным увеличением валового внутреннего продукта с другой.

Вырвавшиеся из голодного социализма поляки принялись удовлетворять свои быстро растущие потребности, при этом не брезгуя кредитами под сумасшедшие банковские проценты. Объем денежной массы угрожающе рос, что неумолимо вело к гиперинфляции.

Чтобы выбраться из экономической ямы, по мнению Бальцеровича, страна нуждалась не столько в иностранной помощи, сколько в проведении радикальных реформ. «Это как в медицине — если откладывать лечение, пациенту становится только хуже», — объясняет профессор. За свой радикализм польские реформы получили название «шоковая терапия».

Первым делом Бальцерович и его команда отпустили практически все цены на продовольствие. Под контролем государства остались только жилищно-коммунальные тарифы и общественный транспорт. При этом энергоресурсы для населения подорожали вчетверо.

Предприятия угледобывающей и продовольственной отраслей лишились госсубсидий и госинвестиций. Социалистическую, слабую, неподготовленную Польшу в мгновение ока накрыл ужас капитализма. Платой за либерализм стали мгновенный рост цен и безработица.

Запад в помощь

Польские реформы, или как их называли, План Бальцеровича, в первую очередь были направлены на решение трех основных задач. Первой задачей была монетарная и ценовая стабильность, второй — структурная перестройка административно-командной экономики в рыночную, и третьей — расширение международной помощи.

Для того чтобы достигнуть положительного результата в каждой из областей, Бальцерович принялся вытеснять государство из реального сектора экономики. Ключевой этап польской перестройки — стремительная приватизация. Всего за два года в руках корпоративного сектора оказалось 45% всей промышленности. Причем ключевое условие аукционов — никаких ваучеров, как в соседней Украине или России, продажа только за наличные.

Одним из первых законов польского правительства стал закон об иностранных инвестициях. Этот документ отменял ограничения на долю акционерного капитала для иностранцев, устанавливал налоговые льготы для зарубежных инвесторов, причем в районах с высоким уровнем безработицы льгот было больше.

Часть импортных лицензий была отменена, выдача оставшихся — максимально упрощена. Кроме того, половина всех экспортных квот также была упразднена. Новый закон устранил все ограничения на вывоз прибыли и размер инвестиций.

Станислав Крачик, бывший бурмистр гмины (административная единица, аналог района в Украине) Неполомице, что в 25 км от Кракова, рассказывает Корреспонденту, как в 1993 году на территорию его гмины входил первый иностранный инвестор — Coca-Cola. «Инвесторы хотели получить от местных властей пять телефонных линий. А у меня был только один телефонный аппарат в администрации», — смеется Крачик.

Теперь эти трудности бывший бурмистр вспоминает с улыбкой. Сегодня Неполомицкая специальная экономическая зона (СЭЗ) занимает 400 га, там работают 20 крупных иностранных фирм.

Для формирования конкурентной среды ряд крупных госмонополий на рынке сельзхозпродукции, транспортных перевозок, угольной и металлургической промышленности был ликвидирован.

Запад на это преображение Польши отреагировал стремительно. Парижский и Лондонский клубы (объединения стран-кредиторов и иностранных банков-кредиторов) согласились на списание половины внешнего долга государства. В 1991 году Варшава была в большом долгу перед этими клубами — $ 48,5 млрд.

А в рамках программы PHARE (Poland, Hungary Aid for the Reconstruction of the Economy, финансовая программа Евросоюза для стран — кандидатов на вступление в ЕС) с 1990 по 2000 год Польше было выделено $ 3,4 млрд. Основная часть финансовой помощи пошла на поддержку малого и среднего бизнеса. А именно — на образовательные программы и кредитование малого предпринимательства.

Новый закон о предпринимательской деятельности дал первый, но очень мощный толчок развитию частного сектора. В первые два года реформ в Польше было зарегистрировано 600 тыс. предприятий, которые дали рабочие места 1,5 млн человек. «Люди поняли, что, потеряв работу на заводах, они нигде уже не устроятся. Оставался единственный выход — самим создать что-то», — говорит Дариуш Станко, бывший директор департамента экономического анализа и прогнозов министерства труда и соцполитики.

В 1995 году появилась первая программа поддержки малых и средних предприятий. Правительство резко упростило открытие и ведение бизнеса в Польше и приложило максимум усилий, чтобы открыть для предпринимателей все возможные кредитные ресурсы. Появился целый ряд государственных и региональных фондов, предоставлявших частному сектору выгодные займы.

«Открыть здесь свое дело достаточно просто», — рассказывает Радослав Висневский. 35-летний житель Варшавы в течение нескольких дней зарегистрировал фирму, занимающуюся очисткой крыш от снега и озеленением участков.

По словам предпринимателя, в Польше даже у малообразованных людей в селах есть широкие возможности для ведения своего маленького бизнеса. «Моего дядю-фермера, у которого пять гектаров земли и одна лошадка, и то не причислишь к бедным. У него, правда, нет высшего образования, шикарной машины, но есть независимый источник дохода и экологически чистая еда», — говорит Висневский.

Языком цифр

Ультралиберальные реформы преобразили Польшу. В 1992 году рост ВВП составил 2,6%, а через три года вырос до 7%. И хотя либерализация цен вытолкнула на рынок огромную денежную массу, правительство смогло сдержать инфляцию жесткими фискальные мерами, такими как увеличение процентных ставок на кредиты и повышение налога на прирост фонда заработной платы. Годовые темпы инфляции снизились с 70% в 1991 году до 28% в 1995-м.

По оценкам Польского агентства иностранных инвестиций (ПАИИ), к 1997 году объем иностранных вложений в страну достиг $ 20,6 млрд, а к сегодняшнему дню уже превысил $ 160 млрд — вчетверо больше, чем в Украину.

В Польше мало сказочно богатых людей, но и бедных немного. Основная часть населения — средний класс. Половину ВВП стране дает мелкая буржуазия. Средняя зарплата в стране сейчас — $ 1,1 тыс. Бурмистр Крачик, один из чемпионов страны по привлечению иностранных инвестиций, гордится, что ему удалось достичь в родных Неполомицах наивысшего по стране уровня жизни. Средний доход в гмине — 4 тыс. злотых ($ 1,4 тыс.).

Еще более благоприятной бизнес-атмосфера стала после налоговой реформы. Лешек Миллер, премьер-министр Польши в 2001-2004 годах, рассказывает, как в 2003 году его правительство снизило налог на прибыль для предпринимателей с 27% до 19%.

Экс-премьер вспоминает, что многие политики побаивались, что снижение налога приведет к уменьшению поступлений в бюджет, а вышло с точностью до наоборот. Уже через год после нововведения с налога на прибыль в бюджет поступило на 3 млрд злотых ($ 1,05 млрд) больше, чем раньше.

«Все потому, что бизнесмены перестали обманывать. Если бизнесмен должен заплатить 27%, он обманывает. А если 19% — тогда думает, лучше заплатить, чем идти на риск», — объясняет Миллер.

Еще один важный фактор, который влияет на деловой климат, — в Польше власть отделена от бизнеса. «Польское право дает такую свободу хозяйственной деятельности, что бизнесмену не надо баллотироваться в парламент, чтобы создать выгодные условия для своего бизнеса», — говорит Миллер.

Незаконные связи политиков и бизнесменов становятся предметом антикоррупционных расследований. И хотя коррупция до сих пор не искоренена, в Польше существует строгий контроль над источниками доходов политиков.

Яцек Пехота, глава польско-украинской экономической палаты, рассказывает, что когда он был депутатом сейма, его декларацию о доходах тщательно проверяли сотрудники Центрального антикоррупционного бюро на протяжении девяти месяцев. «Утаить что-то от них было просто невозможно», — уверяет Пехота.

Цена реформ

Сегодня даже политики левого направления соглашаются с тем, что быстрое проведение либеральных реформ, которые в начале 1990-х повергли страну в состояние шока и стресса, были верным шагом. Ориентир на малый и средний бизнес себя оправдал.

При этом в Польше удалось сохранить промышленность. В стране 14 СЭЗ. За первые 15 лет своего существования они принесли в экономику страны $ 20 млрд инвестиций. Впрочем, в 2004 году, после вступления Польши в Евросоюз, масштабы промпроизводства существенно сократились. Закрылись некоторые судоверфи, шахты, сильный удар пришелся по сельскохозяйственной продукции, не говоря уже о 2 млн поляков, выехавших на заработки в страны ЕС.

И все же Польша смогла воспользоваться преимуществами евроинтеграции и сегодня вошла в шестерку крупнейших экономик ЕС. «Евросоюз вложил в Польшу миллиарды евро, но здесь их не потратили так бездумно, как, например, в Греции, — говорит Павлицкий. — На этих миллиардах выросло богатство страны, а не богатство отдельных людей».

Польский журналист уверен: сегодняшняя стабильность национальной экономики — во многом заслуга либеральных реформ Бальцеровича. Именно они создали благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса, а следовательно — для роста благополучия польских семей.

Несмотря на успехи реформ, они постоянно сопровождались массовыми акциями протеста. А сам Бальцерович стал едва ли не самой спорной фигурой в польском обществе.

В 1998 году, когда Бальцерович занимал пост вице-премьера и министра финансов в правительстве Ежи Бузека, аграрии даже приводили под здание правительства живую козу Беллу в подарок вице-премьеру. Она стала символом упадка сельского хозяйства. А слоган Balcerowicz musi odejsc (Бальцерович должен уйти) с подачи Анджея Леппера, лидера партии Самооборона, прилип к Бальцеровичу на много лет.

Поляки рассказывают: легендарный реформатор никогда никому не показывал, как тяжело переносит эту критику. За границей же Бальцеровичу присвоили множество наград и званий, он стал одним из восьми членов рабочей группы по разработке рекомендаций по предотвращению кризиса в ЕС.

Бальцерович говорит, что если бы во время реформ думал о росте своей популярности, то никогда бы ее не завоевал. Он не жалеет, что всеобщего признания ему пришлось ждать более десяти лет. «Кто хочет быть любимым людьми, пусть делает реформы», — заключает улыбчивый профессор.

Пять ключевых шагов к процветанию Польши

1.Быстрая и прозрачная приватизация, исключительно за наличный расчет

2.Упразднение всех препятствий на пути иностранных инвестиций

3.Адаптация законодательства к правовым нормам ЕС и вступление в Евросоюз

4. Снижение налогов, упрощение процедуры регистрации и ведения малого бизнеса, открытие кредитных линий для предпринимателей

5.Тотальный контроль над доходами чиновников и членов сейма, борьба с коррупцией.

Автор: Кристина Бердинских, журнал Корреспондент


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту