Лукашевка — обычное украинское село. Таких тысячи. Музей ракетных войск стратегического назначения, расположенный рядом, действительно известный объект. А что возьмешь с обычного села? Живут здесь люди со своим чувством заброшенности, и редко может произойти событие, способное перевернуть традиционный уклад местной жизни. Из тех, что случилось осенью минувшего года.
Оказия
Эта история началась 31 октября 2010 года. В этот день один из членов участковой избирательной комиссии заявила о досадном недоразумении. Она вспомнила, что забыла подписать несколько десятков бюллетеней, розданных для голосования. Оказия могла сыграть злую шутку с одним из кандидатов на должность председателя сельсовета. Так и случилось. Указанные бюллетени в соответствии с законом были признаны недействительными, а, согласно подсчету действительных бюллетеней,. действующий председатель Лукашевского сельсовета Тамара Кравченко, выдвинутая от партии «Батькивщина», проиграла выборы кандидату от Партии регионов Наталье Грыжук.
Позже это обстоятельство станет камнем преткновения в вопросе, кому принадлежит власть в Лукашевке, и заставит проигравшую сторону говорить о вопиющем факте нарушения волеизъявления граждан. Об этом сначала вскользь напишут в районной газете, а затем попытку расследования проведет николаевская газета, оппозиционная к действующей власти. Статья выйдет с кричащим заголовком: «В Лукашевке выбрали «кого надо». Мол, смотрите, что делает на местах Партия регионов.
Партийный след в этой истории действительно просматривается. И Тамара Кравченко, и ее муж до недавнего времени считались главными лицами в районной организации «Батькивщины», и в то время, когда правительство возглавляла Тимошенко, каких-либо проблем на Первомайщине они не испытывали. А вот с доверием в своем селе не сложилось. Да и откуда ему было взяться: от того, что Сергей Кравченко четырежды избирался в областной совет, жителям Лукашевки все эти годы было, как говорят в этих случаях, ни холодно ни жарко. Да и Тамара Кравченко чувствовала неладное. Недаром она предпочла избираться по партийному списку подальше от Лукашевки. Как будто в воду глядела.
Параллельно с выборами в районный совет по партийному списку готовился вариант срыва голосования в родном селе. Технология штабистами белосердечных в то время уже была успешно опробирована. Секрета особого не было: свой человек в избирательной комиссии в нужный момент создает техническую проблему, которая впоследствии может стать юридическим основанием для оспаривания результатов выборов в суде.
К середине дня достаточно было знать реальную картину того, как голосуют односельчане, чтобы сделать знак члену участковой комиссии от партии «Батькивщина» заявить о неподписанных бюллетенях. Дескать, оказия вышла.
За двумя зайцами
Но природа человека такова, что его желания не всегда совпадают с действительностью. Закон недвусмысленно разъясняет, при каких условиях выборы можно признать недействительными. Это может произойти в случае выявления фактов незаконного голосования, повреждения избирательной урны, а также обнаружения в ней не менее 10 процентов «лишних» бюллетеней. Ничего подобного в Лукашевке не случилось. Не удивительно, что участковая комиссия, собравшаяся по рекомендации ЦИК на повторное заседание, подвердила ранее вынесенное решение о признании победителем выборов Натальи Грыжук.
Этот факт, казалось, невозможно было оспорить. Так считали и сельские депутаты. Узнав, что избирательная комиссия подтвердила свое прежнее решение, они решили провести первую сессию и направились для этого к зданию Лукашевского сельского совета. То, что они там увидели, не могло не вызвать удивления. Супруги Кравченко в сопровождении бухгалтера совета Н. Дудич выносили и грузили в машину коробки с документацией. А перед тем, как закрыть дверь на ключ и уехать, Кравченко предупредил, что здание принадлежит ему, и запретил его открывать.
Депутаты не сдались и провели первую сессию на ступеньках здания. Тогда они еще не знали, что уже на следующий день конфликт в борьбе за власть в Лукашевке перейдет в стадию судебных разбирательств,
и первым выстрелом, за которым последует канонада, станет определение первомайского судьи Литвиненко. Не смех, а грех: 25 ноября 2010 года он запрещает проведение первой сессии избранного совета, которая ... уже состоялась днем ранее — 24 ноября 2010 года.
А через шесть дней все тем же судьей по этому вопросу будет вынесено решение. Оно не только отменит результат, зафиксированный избирательной комиссией, но и обяжет ее принять другое решение.
Так и начались судебные тяжбы, а когда дело дошло до обжалования решения Первомайского суда в Одесском апелляционном административном суде, Тамара Кравченко проиграла. Ее подвело желание угнаться за двумя зайцами — попытаться остаться в должности сельского головы и одновременно быть кандидатом в депутаты районного совета.
Но усидеть на двух стульях не получилось. С 17 ноября, когда первая сессия Первомайского районного совета шестого созыва признала полномочия депутата Т.Кравченко, она утратила полномочия как кандидат на должность сельского головы, а значит и право обращения в суд от имени кандидата на этот пост.
Одесский апелляционный административный суд не мог не прислушаться к этому аргументу и, естественно, отменил постановление первомайского судьи.
Законность районного масштаба
Казалось, уже ничего не помешает Наталье Грыжук приступить к обязанностям Лукашевского сельского головы. Лишь чудо могло помочь ее сопернице сохранить надежду на перелом ситуации в свою сторону. И чудо случилось. Правда, явилось оно не в церкви, а в здании Первомайского горрайонного суда. Ни решение Одесского апелляционного административного суда, ни требования Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» не помешало судье Панькову 13 декабря принять от Кравченко новый административный иск. На этот раз об отмене решения №2 от 24.11.20 Юг. сессии Лукашевского сельсовета о признании полномочий Грыжук. Маховик судебной системы запущен по новому кругу.
Для чего это делалось? Очередное рассмотрение иска в суде проигравшей стороне давало возможность выиграть драгоценное время для. подключения всех имеющихся в распоряжении ресурсов. А они за годы пребывания четы Кравченко на Первомайском олимпе скопились немалые.
Убедиться в этом Наталья Грыжук с депутатами Лукашевского сельсовета смогли 1 декабря, явившись за печатью и угловым штампом к секретарю. Тамара Кравченко заявила, что все это находится у главного бухгалтера, которая поехала по делам в казначейство. Тут же она позвонила своему мужу, и тот вскоре приехал в сельсовет. Но не один, а с сотрудниками своего предприятия.
В тот день в Л укашевку приехало много народа: начальник Первомайской милиции Аркушенко, глава районной администрации Демченко, председатель районного совета Цвигун. Почти все начальство района съехалось в село, чтобы попытаться на месте разрешить конфликт с передачей власти. Но Кравченко в ответ на это сообщила, что она не признает полномочий избранных депутататов и самой Натальи Грыжук.
Те, кому государство доверило защищать законность, даже не делали вид, что помогают в разрешении ситуации, сложившейся в Лукашевке. Трижды вновь избранная власть села обращалась в прокуратуру с письменными заявлениями о нарушениях закона Тамарой Кравченко, но ни одного ответа на них получено не было.
О конфликте в далеком селе был проинформирован прокурор Николаевской области. И, видимо, он дал команду разобраться. Наталью Грыжук вызвали в райцентр. Разговаривали в милиции. Тему предполагаемой беседы заранее не сообщили. Через какое-то время кабинет, в котором находилась Наталья, неожиданно закрыли снаружи. Она попросила разрешения выйти, но ей сказали, что открыть двери невозможно. И так продолжалось в течение часа. Затем двери открыли, но из своих кабинетов выскочили другие сотрудники, не давая возможности выйти из райотдела милиции.
Все понимали, что происходит. Один из самых ретивых служителей закона в сердцах даже сказал: «А как вас можно еще поймать? На меня за 13 лет никто не жаловался, и вы думаете, что после этой жалобы я вам позволю спокойно работать сельским головой?».
Мы с Тамарой ходим парой
Что же это за пядь земли такая, спросите вы, что ее нужно так самоотверженно защищать? Может, золотая жила найдена или месторождение нефти? Ведь как иначе объяснить желание супругов Кравченко во что бы то ни стало сохранить свою власть в Лукашевке?
Сегодня, когда выборы уже стали историей, а партийный билет «Батькивщины» перестал служить пропуском в лучшую жизнь, ответы на эти вопросы дают документы, привлекшие внимание правоохранительных органов области.
Как вы уже догадались, Сергей Иванович Кравченко — человек в Первомайском районе далеко не последний. За свою жизнь он состоял членом многих политических партий. Даже избирался в Верховную Раду, но проиграл, уступив николаевскому журналисту Александру Настенко.
То поражение Кравченко близко к сердцу не принял. Он был занят другими заботами. Как председатель колхоза «Авангард» проводил распаевку земли. И, видимо, так увлекся этим процессом, что «не заметил», как за бортом оказались права семидесяти бывших колхозников, а также здание конторы, мельница, маслобойка и склад.
Позже все это плюс оросительная система площадью 216 гектаров на дармовщинку отойдет в созданное на базе колхоза коллективное сельскохозяйственное предприятие, а затем — в ведение частного предприятия с громким названием «Корпорация Украины», владельцем которой и станет Кравченко. Как говорится в народе: все вокруг колхозное, все вокруг -мое.
Что говорить — не растерялся тогда председатель. Как по мановению волшебного жезла его собственностью стали стадо крупного рогатого скота, телята, овцы и свиньи. В его же владения перешли разобранная баня, жилые дома, полуразрушенный овцекомплекс, административное здание, в котором позже разместится контора ЧСП «Корпорация Украины» и артезианская скважина — все, что в декабре 1998 года ничего не подозревающие жители села на общем собрании решат не включать в паи.
Открыто выступить против произвола бывшего руководителя колхоза и его жены, ставшей председателем сельсовета, решилась лишь местный фельдшер Наталья Грыжук. Ее муж наряду с другими был незаконно лишен земельного пая, и молодая женщина начала искать справедливость. Дошла до администрации Президента, и вскоре земельными махинациями Кравченко заинтересовалась прокуратура Николаевской области. Одно время он даже был взят под стражу, но затем по странному стечению обстоятельств его отпустили.
Безнаказанность, как известно, стирает рамки дозволенного. Со временем слаженные действия супружеской пары стали напоминать семейный подряд. И самой жаркой на земельные дела стала осень 2010 года, когда о намерении выставить свою кандидатуру на выборах сельского головы заявила Наталья Грыжук. Тогда Тамара Кравченко всерьез испугалась целеустремленности молодой женщины и ее поддержки среди населения близлежащих сел.
Для раздумий времени не оставалось — когда еще придется побыть у власти? Земля резалась, как бумага. Распоряжением главы райгосадминистрации от 26.10.2010 года ЧСП «Корпорация Украины» были переданы земельные участки площадью 8,4722 га в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства (обслуживание хозяйственных зданий и дворов) сроком на 49 лет. Даже была заказана техническая документация по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право на аренду земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Но до настоящего времени между Первомайской райгосадминистраци-ей и ЧСП «Корпорация Украины» договор аренды указанных земельных участков не заключался. А ведь часть 1 ст.206 Земельного кодекса Украины прямо указывает, что использование земли в Украине является платным. Однако руководителю ЧСП «Корпорация Украины» это не мешает пользоваться указанными землями бесплатно, нанося ущерб государству от неполучения средств за использование земель государственной собственности.
10 октября на скорую руку был подписан договор аренды на ставок в селе Ермолаевка, а девять дней спустя Кравченко подписывает не менее странное решение сельсовета о предоставлении разрешения на составление технической документации в связи с передачей 50 гектаров земли в аренду фермерскому хозяйству «Лащивка — Ермолаевка». Как выдумаете, кто стоит за этим хозяйством?
Отдельного упоминания заслуживает история и о том, как без согласования и разрешения сельсовета происходил самозахват земель запаса. А чего стоит эпизод с «таинственным» исчезновением 70 тысяч гривен, выделенных из государственного бюджета на ремонт ФАПа сЛащивка, или сказочный подарок — начисление себе заработной платы в размере 5447,6 грн., а главному бухгалтеру сельского совета Н.Дудич — 5364,25 грн. за счет других сотрудников сельсовета.
Чего не сделаешь, когда горит земля под ногами. Обо всем и не расскажешь. Но даже этого неполного списка «достижений» предприимчивой семьи хватит для объяснения причины сопротивления новой власти, принципиально заявившей о желании восстановить в Лукашевке закон и порядок.
Все имеет свои границы прочности. Не исключение — и этот конфликт. Рано или поздно судебные споры закончатся. Последнее решение Одесского апелляционного административного суда от 17 февраля — опять же в пользу Натальи Грыжук. Удивляет другое — события, развернувшиеся в далеком селе, заставляют задуматься над тем, какую опасность для нас с вами может представлять провинциальная трясина вседозволенности. Она способна засосать многих, кто обременен государственной властью — чиновников, судей, прокуроров, милиционеров. И практика показывает — чем дальше от областного центра, тем сложнее противостоять этой вседозволенности. И если партии власти, от которой выдвигалась Наталья Грыжук, трудно этому противостоять, то что говорить о простых гражданах, беззащитных перед чиновничьим произволом. Кто поможет им, если на их стороне правда?
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |