Не думал, что моя реплика о конкуренции в ЖКХ вызовет такой резонанс. Ответы были даны сразу в нескольких николаевских СМИ. Но «ответчик» оказался один: руководитель областного отделения «Укржилэксплуатации» С. Клименко. Что ж, Сергей Васильевич, давайте подискутируем.
Прежде всего, о грантах. Видимо; вы негативно к ним относитесь, кивая в мою сторону: «отработал не один грант по ЖКХ», «за деньга международных грантов». Отработал, причем на пользу Николаеву. А не вы ли за деньги гранта ездили по Европе? И 'тогда вас это не смущало.
Но ближе к сути. Наше разногласие возникло в связи с использованием в Николаеве конкурсной модели обслуживания жилфонда.
Да, поначалу механизм такого конкурса был сырым. Именно Фонд развития г*. Николаева, который я возглавляю, помог мэрии его усовершенствовать, ввести положение о конкурсной комиссии и квоту для потребителей услуг -50%! Мы впервые в Украине апробировали механизм общественного аудита, с помощью которого потребитель может контролировать ЖЭК и добиваться досрочного расторжения договора с ним, если тот работает плохо. Опыт Николаева получил всеукраинское признание.
Контролировать работу победителей конкурса должен и департамент ЖКХ. И именно вы как бывший заместитель директора департамента несете ответственность за то, что такой контроль толком организован не был. Именно вы всячески оттягивали объявление новых конкурсов по ЖЭКам, договор с которыми уже истек. Причем, среди них были и такие одиозные, как «Шалгис», который по многим показателям и на конкурс допускать было нельзя. Вы и не допустили, а просто продлили ему договор без конкурса! Дошло до того, что в дело вмещалась прокуратура, и только тогда конкурсы были возобновлены.
Наш Фонд всегда последовательно выступал за внедрение механизмов конкуренции и общественного контроля в ЖКХ. Вы же пытаетесь доказать, что конкуренция ведет... к монополии. Это напоминает марксистскую политэкономию столетней давности. Но коммунистическая система рухнула, весь мир живет в конкурентной среде! Именно монополия довела СССР до краха. И ЖЭК, каким он был 20 лет назад, сегодня совершенно нежизнеспособен.
Вы считаете, будто я не прав, утверждая, что отказ от конкурса — нарушение Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Но в ст.27 п.1 этого закона четко сказано: «Заключение договора на предоставление услуг осуществляется по результатам конкурса». Ст. 28 закона гласит, что порядок подготовки и проведения конкурсов определяется Кабмином. Есть и постановление Кабмина №631, по которому конкурс проводится в случае «завершения срока действия или расторжения договора на оказание услуг». И если срок действия договора завершился, вы не имели права продлевать его, минуя конкурс. А есть еще городская и областная программы реформирования ЖКХ, предусматривающие конкурсы. Или их принимали для того, чтобы потом игнорировать?
Ваши аргументы не срабатывают. Проведение конкурса обязательно и к монополизации не ведет. Монополия возникает там, где чиновник действует административными методами, лоббируя интересы конкретных предприятий, не важно — коммунальных или частных. Ведь для общины важен не собственник предприятия, а ЭФФЕКТИВНАЯ работа. Тем более, что вы сами признаете: между коммунальными и частными ЖЭКами особой разницы нет. Так зачем вы пытались без конкурса отдать жилфонд в Заводском районе на обслуживание КП «Бриз»? Замечу, что ваши аргументы департамент ЖКХ резонно счел необоснованными. Конкурс уже объявлен.
В чем причина вашего стремления отказаться от конкурсов? Насколько я понимаю, в попытке создать коммунальные управляющие компании, которые сами будут выбирать себе исполнителей работ по эксплуатации жилья.
Внедрение управляющих компаний несколько лет назад началось в России. Очень скоро непрозрачные схемы распределения средств жильцов, необоснованный рост квартплаты и откровенное ее разворовывание накрыли страну. И вот в чем парадокс: там, где управляющие компании навязывались сверху, царят коррупция и неразбериха,- тарифы растут, а качество услуг ухудшается. Зато теми управляющими компаниями, которые действуют в конкурентном поле, жильцы, как правило, довольны.
В рамках эксперимента в 2006 г. в Корабельном районе Николаева был создан ДЕЗ «Пилот» (ДЕЗ — дирекция единого заказчика, по сути та же управляющая компания, которая определяет поставщиков услуг — забить гвозди, залатать крышу, убрать двор, подготовить системы к зиме). За прошедшие годы ДЕЗ продемонстрировал свою полную несостоятельность, и сегодня его хотят упразднить. Аналогичный опыт провалился в Одессе.
Так зачем нам вновь наступать на те же грабли?
Я не хочу сказать, что управляющие компании — идея плохая. Вопрос в том, чтобы дома передавались им в обслуживание с согласия жильцов и на конкурсных началах. Лишь сами потребители вправе определять, нужна им такая компания или нет.
И о коррупции. Вы киваете на своих бывших коллег по департаменту ЖКХ, не называя, однако, их имен и предлагая мне провести некое расследование. Мы, общественники, не проводим расследований. Мы стремимся создать условия, при которых коррупция будет невозможна. И выходит, Сергей Васильевич, что вы нам в этом пытаетесь помешать. Хотите разоблачить бывших коллег — пожалуйста! Только почему же вы раньше молчали?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |