ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Совместный контроль — защита от несправедливых штрафов
12.05.2011 / Газета: Южная правда / № 50(22785) / Тираж: 24600

Проект «Защита от несправедливых штрафов» реализовала Николаевская областная организация Всеукраинского комитета защиты прав человека в рамках конкурса малых грантов «Гражданская инициатива для местного развития», организованного Фондом развития г. Николаева при финансовой поддержке МФ «Відродження» .

Проект охватил пять ОСМД (объединений совладельцев многоквартирных домов) в Николаеве. Задача, которую ставили перед собой авторы проекта, — повысить защищенность потребителей электроэнергии во взаимоотношениях с ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» отработкой процедуры совместного контроля представителями энергетической компании и ОСМД за соблюдением жильцами домов Правил пользования электрической энергией.

Следует отметить, что общественная приемная НОО Всеукраинского комитета защиты прав человека работает уже не первый год и количество жалоб на неправомерные, по мнению людей, действия работников ОАО ЭК «Николаевоблэнерго», несправедливые штрафы не уменьшается (в первую очередь речь идет не о ежемесячных визитах контролера для снятия показаний счетчика, а о полных проверках комиссией из трех человек, подчас превращающихся в унизительный обыск с заглядыванием за шкафы, ковры и т. д.). Этому способствуют и недостаточная осведомленность потребителей о своих правах, не всегда правильная эксплуатация ими электроприборов, а с другой стороны — недобросовестность и недостаточный профессионализм отдельных представителей энергетической компании, осуществляющих контроль за соблюдением потребителями Правил пользования электроэнергией, убежден председатель Николаевской областной организации Всеукраинского комитета защиты прав человека Святослав Марченко. Примеров тому правозащитники могут привести немало. В частности — неоднократно озвученный в СМИ случай с семьей Мариненко, когда двум проживающим в квартире женщинам-инвалидам, пользующимся несколькими электролампочками и холодильником, начислен штраф более 6 тыс. грн. за розетку, подключенную вне прибора учета. Уверения жильцов в том, что розетка эта была в квартире в момент их вселения, не учитывались. Тот факт, что «левая» розетка — следствие допущенных еще при строительстве дома нарушений и подключена к сетям, проходящим в подъезде, расход электроэнергии по которым учтен и уже оплачен ЖЭКом, во внимание не принимался. Более того — подобные случаи могут быть и в других домах, квартирах николаевцев, о чем люди даже не подозревают, говорят правозащитники, подчеркивая: заинтересованность в выявлении таких розеток, в первую очередь, должны бы проявить ЖЭКи, тем самым и свои расходы на оплату электроэнергии упорядочив, и жильцов от неприятностей защитив.

Еще один пример — случай в с. Полигон, где в ходе проверки члены комиссии облэнерго из трех человек акта о нарушениях не составили и не предъявили жильцам, но электричество в доме отключили, позднее уведомив людей о якобы имевшем место хищении электроэнергии. Жильцам пришлось обращаться в суд, чтобы отстоять свои интересы, судебным решением подтвержден факт неправомерного отключения от электроснабжения. Немаловажную роль сыграло то, что к участию в судебном процессе была привлечена третья сторона — сельский электрик, а если бы специалист либо просто представитель общественности сопровождал процедуру контроля, нарушений со стороны контролеров не было бы вовсе, полагает С. Марченко.

- На сегодняшний день контроль за соблюдением бытовыми потребителями правил пользования электроэнергией осуществляют контролеры облэнерго, отсюда и случаи необъективности, предвзятого отношения контролеров, чему способствует еще и существующая система оплаты их труда, составляющая определенный процент от суммы налагаемых на потребителей штрафов. На наш взгляд, альтернативой сложившейся практике должен стать совместный контроль, когда в состав комиссии контролеров облэнерго входит еще и представитель правления того ОСМД, в доме которого проводится контроль. Даже его молчаливое присутствие будет сдерживающим фактором для контролеров, и они не решатся выдумывать нарушения там, где их нет. Правовым основанием для проведения совместного контроля является часть вторая ст. 9 Закона о жилищно-коммунальных услугах, которая разрешает органам, осуществляющим контроль за соблюдением правил, привлекать к своей работе на общественных началах представителей ОСН (органов самоорганизации населения) и членов правления ОСМД, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов и т. п., — подчеркивает Святослав Марченко.

Предложение по проведению совместного контроля поддержано исполкомом Николаевского городского совета и управлением по делам защиты прав потребителей в Николаевской области, а вот в ОАО ЭК «Николаевоблэнерго», территориальном представительстве Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, инспекции Госэнергонадзора в Николаевской области предложение совместного контроля не поддержано, не пришли представители этих организаций и на пресс-конференцию и круглый стол, посвященные подведению итогов проекта.

В то же время опрос и анкетирование жителей в 5 ОСМД Николаева, охваченных проектом (а это 800 квартир), показали, что 60,4% опрошенных поддерживают предложение проведения контроля совместно с представителями общественности, 42,4% считают, что представителю ОСМД достаточно наблюдать за действиями контролеров во время проверки. Жителям домов — участникам проекта передана книга С. Марченко «Азбука потребителя электроэнергии» с советами о правильном поведении в присутствии представителей облэнерго. А работа по защите прав потребителей будет продолжена, предприняты и очередные шаги.

- Учитывая нежелание облэнерго проводить совместный контроль, мы поднимаем вопрос о необходимости принятия соответствующего регуляторного акта. Нами разработан и подан в областной и городской советы проект регуляторного акта, предусматривающего порядок совместного контроля за соблюдением потребителями — членами ОСМД правил пользования электроэнергией, — рассказывает Святослав Марченко.

В настоящее время проект проходит оценку специалистов, изучается депутатскими комиссиями, решение о принятии регуляторного акта — в компетенции местных советов, отмечает правозащитник.

Автор: Валентина ИГНАТЧУК.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту