Стенная газета. Она всегда сопровождала нас в школьной жизни — к «красным календарным датам», к концу четверти должны были появиться дежурные номера «малых газет», выпущенных редколлегиями порою впопыхах, в последние дни перед событием.
Нередко эти газеты были стандартным и — и по содержанию, и по оформлению. Завуч школы пристально следила, чтобы стенные газеты появились вовремя, иначе классному руководителю не избежать нагоняя на педагогическом совете.
И учитель, загруженный подготовкой уроков, проверкой тетрадей, работой с родителями и кучей других неотложных дел, наскоро собирал редколлегию, раздавал темы, на которые надо было на завтра написать и нарисовать. Весь процесс происходил, как и в настоящей, большой газете — там тоже утром, казалось, не было и строчки, и даже редактор не представлял, каким будет следующий номер. Но постепенно появлялись материалы, правились, набирались и вырисовывались контуры издания, которое завтра появится в киосках или почтовых ящиках подписчиков.
И только в летних пионерских лагерях, когда было вдоволь времени, а вожатыми были ребята и девушки, не намного старше своих воспитанников, стенные газеты получались оживленными, более злободневными, потому что они не посягали на школьный процесс, его заорганизованность и академичность.
Всеукраинский конкурс школьных газет четырнадцать лет тому назад впервые организовал николаевский колледж прессы и телевидения. Конкурс тогда собрал полсотни газет из николаевских школ. А сегодня город Николаев, благодаря национальному конкурсу, стал центром школьной журналистики нашего государства. Ведь сюда ежегодно присылают ради профессионального анализа уже почти три тысячи работ из школ и профессионально-технических учебных заведений со всей страны. Есть среди них и традиционные стенные газеты, но свыше 90 процентов — юнкоры представляют печатные и электронные СМИ.
Школа — отражение нашего общества. И школьной прессе присущи, к сожалению, болезни «взрослых» изданий — вмешательство в редакционную политику со стороны основателей, попытки руководства учебного заведения прочитать материалы не в свежем номере газеты, а до того, как они появятся на ее колонках. С этим и сегодня сталкиваются будущие журналисты. А мы же верим, что именно издавая школьную прессу, ученики преодолевают первые ступеньки будущей журналистской деятельности. Чему же они научатся — свободе слова, умению заявить и отстоять свою позицию или послушному выполнению приказов олигархов и власти? Многое зависит и от нас, взрослых, профессиональных журналистов.
Любознательный подросток увидит в жизни класса или школы что-то интересное, не замеченное другими, — и расскажет об этом в стенной газете. А потом захочет, чтобы его заметку прочитало как можно больше людей, и отправит ее во «взрослую» газету. Так начинается путь в журналистику. Каждый из нас помнит свою первую пробу пера и устные рецензии на нее — учителей, одноклассников. Это и привело нас в профессию.
Вот почему нам надо поддерживать школьную прессу и Национальный конкурс школьных газет, к которому приобщилась и Национальная академия педагогических наук. Мы искренне радуемся этому. Мы рассчитываем с помощью академии приобщить широкие круги ученых к анализу школьной прессы и выработки рекомендаций относительно ее развития.
К сожалению, это первый пример заинтересованности в Украине на государственном уровне состоянием школьной прессы. Скажите кому-нибудь из высокопоставленных должностных лиц о ее проблемах — он удивленно посмотрит на вас: «Зачем, мол, лезете с детскими игрушками?»
А в Европе такие вещи игрушками не считают. «Во Франции, например, вопросы о статусе школьных изданий были предметом обсуждения на парламентских дебатах, в результате чего установлен льготный тариф для пересылки школьных и лицейных газет.
В Польше и Германии созданы специальные государственные архивы для школьной периодики. И только в Украине, где школьная газета выпускается почти в каждом учебном заведении, эта пресса никак официально не поддерживается», — с печалью констатирует в своей дипломной работе Олег Солонуха.
Олег с восьмого класса — юнкор, еще школьником трижды был ведущим конкурса школьных газет. Сегодня выпускник колледжа прессы и телевидения — исполнительный директор ХIII Национального конкурса школьных газет.
Надеемся, при участии Олега и его ровесников — активистов школьной прессы — мы привлечем внимание государства к делу, за которым большое будущее.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |