В тяжком труде добывает себе человек хлеб насущный. Любой труд, каким бы лёгким он не казался со стороны, — лёгким не бывает. Не знаю труда более необходимого для жизни человеческой, чем труд крестьянский. Хотя и труда более тяжёлого и от множества самых разных причин более зависимого и более низкооплачиваемого тоже не знаю. Селянина высокими заработками никогда не баловали. Ни в дореволюционные времена, ни в эпоху «трудодней», а уж в нынешние времена «вакханалии демократии» дело совсем плохо стало. Тут не только каждая копейка на счету, но и взять-то её просто негде. Если не считать олигархов и сильных мира сего, сегодня в Украине о том, как свести концы с концами, думают все, но на селе в особенности. И задачу неразрешимую таки решают. Как на эти копейки всё-таки жизнь хотя бы более-менее человеческую построить, детям образование хоть какое-то дать, жильё обустроить. А какоё жильё без газа? Как и без воды «и не туды и не сюды». И чтобы не рассказывали об угле, которым богата Украина, об электроотоплении, об альтернативных видах топлива, — это в будущем. Вряд ли близком, да и реальном ли? А приходящий в дома газ — это тепло сегодня и жизнь сегодня, даже несмотря на постоянно растущие цены. Поэтому правдами и неправдами собирая последние копейки, стараются селяне подвести газ в дом. Везде так. Подешевле, конечно, стараются. Поэтому, когда просто верят на слово «обещальцам», а когда потребительские кооперативы создают и работают уже на договорной основе. Но не всегда гладко получается. И всех «газовых» историй в Николаевской области не на один том наберётся. И прежде всего потому, что селяне хорошо знают, как за полем и садом ухаживать, как скотину вырастить. А вот как договор составить, как юридические уловки разглядеть, как разглядеть, что уже в безупречной, на первый взгляд, бумаге хитрый обман заложен, не знают селяне. Не юристы они — земледельцы. А услуги юристов дороги. А денег нет. А газ нужен. И как не стараются селяне, а то тут, то там что-нибудь да вылезет. Если не просто обманут, так обманут по-хитрому, так, что и не подкопаешься.
Так и в селе Куйбышевка Еланецкого района создали потребительский кооператив «Вогник». И 17 сентября 2010 года вышеупомянутый кооператив «Вогник» «в особі Одинець Івана Федоровича» заключил чин-чинарём на основании всех возможных уставов договор №46 с частным предприятием из города Первомайска «Якість» «в особі Клімішина Дмитра Макаровича». Говорят, даже был проведен под всяческими надзорами самых честнейших государственных чиновников тендер, который и выиграла «Якість». И поначалу, как и обычно, всё было хорошо. Потому что поначалу всегда хорошо. Давно замечено, что когда женятся — обязательно нежно целуются. Это когда разводятся сковородкой по башке получить можно. А поначалу всё было даже замечательно. Ударили по рукам, определили стоимость работ 420 тысяч гривен, перечислили в соответствии с договором аванс. Закипела работа. Канавы, трубы, трактор, экскаватор... Ну, в общем, сомнений не было в том, что к 30 октября газопровод низкого давления, как и предусматривалось вышеупомянутым договором, будет. И кинулись селяне крушить от радости дедовы «грубы» и котлы угольные... До холодов успеем... Ну, сроки — дело такое... Кто ж сроков-то не нарушал? И то, что, по свидетельствам жителей Куйбышевки, за каждую отдельно просверленную дырочку, прикрученную гаечку, муфточку, равно как и за отдельно непрописанный чих (хотя, как можно установить газовую плиту, не просверлив стену и не подведя к ней трубу, непонятно), каждый платил совершенно отдельно и очень дополнительными деньгами. Тоже по нынешним понятиям — нормально. Время ж такое. Не «совок», чай. Спекуляцию и нетрудовые доходы отменили и назвали бизнесом. Хапай — никуда не денутся. Привыкшие к «демократическим» нормам современного бизнеса селяне молча платили за каждую дырочку и не только...
Подробностей много и оригинальностью они не отличаются... Долго ли, коротко ли, но основная часть жителей села к газу подключена была. Заметьте, честно оплатив прокладку газа по селу (отдельно), подвод к дому и внутри (отдельно), ну и, конечно, каждую дырочку, муфточку, гаечку и благородный и дорогостоящий чих (это уже лично в руки каждому сверлильщику, крутильщику и чихальщику тоже совершенно отдельно).
Однако не все смогли собрать необходимые для подключения деньги сразу. И, завидуя счастью голубого факела, к кооперативу «Вогник» присоединилось ещё около двадцати человек. Расходы на подвод к дому и по дому, дырочки и муфточки... всё как и в предыдущем случае. Однако подключения у этих людей нет... Сидят они без газа. Как, впрочем, и остались не зарытыми траншеи, не передана техдокументация и пр.
Мы прибыли в Куйбышевку на сходку возмущённых жителей, которые, собственно, ничего необычного не требуют. Только того, чтобы все, кто заплатил, газ получили. И всё! Никаких подарков. Чтобы документацию, которую уже давно нужно было передать в кооператив и газовое хозяйство района, передали. Не грешно было бы выпить за успешное завершение работ, попрощаться с благодетелями, из-за которых восемнадцать семей с февраля сидят в холоде, и не видеть их до конца своих дней.
А из-за чего собственно конфликт? Банально. Денег хоцца!
Передо мной два договора. Всё в них одинаково. И номер, и дата, и юрлица, и номер заказа 66/15-10... всё. И только в пункте 2. ВАРТІСТЬ БУДІВНИЦТВА, где оговорена фактическая стоимость работ, «образовались» некоторые различия. В одном из договоров этот пункт выглядит так:
«2. ВАРТІСТЬ БУДІВНИЦТВА
2.1. Фактична вартість робіт по улаштуванню вуличного газопроводу згідно кошторису складає 420000 грн (Чотириста двадцять тисяч гривень) з розрахунку 70 членів кооперативу х 6000 грн = 420000 грн. Підрядник зобов'язується виконати роботи щодо проведення, підключення житлового будинку до газопроводу середнього та низького тиску. Вартість даних робіт не може перевищувати 4000 грн. в яку входить вартість лічильника, регулятора тиску та підключення газової плити».
В другом же несколько иначе:
«2. ВАРТІСТЬ БУДІВНИЦТВА
2.1. Фактична вартість робіт згідно кошторису складає 568336 грн. (П'ятсот шістдесят вісім тисяч триста тридцять шість гривень).
Підрядник зобов'язується виконати ці роботи за 420000 грн. (Чотириста двадцять тисяч гри) з розрахунку 70 членів кооперативу х 6000 грн = 420000 грн. при умові, що заборгованість в сумі 148336 грн в подальшому буде компенсуватися Підряднику сплатою дольової участі новими членами кооперативу, а також іншими джерелами фінансування (місцевий, районний, обласний бюджети та інше).
Не правда ли, странное расхождение в суммарной цене. «Мелочь» какая — всего 148 тысяч дополнительно. И стоимость внутренних работ во второй формулировке ничем не ограничена. И «бюджетні кошти» откуда-то появились. В обоих случаях трогательно совпадает цена из расчёта на первоначальную численность кооператива (на момент заключения договора ведь дополнительные участники не планировались). Ну и наконец, если договор с первой формулировкой мне довелось увидеть с мокрыми печатями, то второй только в виде ксерокопии. Да и жители села утверждают, что на общем собрании был принят первый вариант. Не стану настаивать, что теоретически не может существовать второго оригинала. Но и в том и в другом случае договора должны быть прошиты и заверены. То, что скреплены они просто степлером, к сожалению, позволяет толкования, однако ещё раз должен повторить: земледельцы — не юристы. Это правда. А обман и жонглирование процессуальными тонкостями не бизнес, а, скорее, мошенничество. Я не эксперт определения подлинности документов, но почему соответствующие государственные органы такую экспертизу не проводят? Ведь во второй формулировке речь прямо идёт о бюджетных средствах. Это тот самый государственный карман, который они, себя не жалея, берегут, ночи же не спят. Да и восемнадцать семей, пережившие зиму без тепла, тоже должны были какие-нибудь власти обеспокоить... Хотя бы районные. И ещё. По стечению обстоятельств я являюсь членом подобного кооператива. В другом селе и другом районе, где живёт моя мать. Помню, как всё строилось. И так же, как и в Куйбышевке, далеко не все смогли найти средства на подключение и прокладку разводящих сетей. Поэтому оплачивали те, кто мог. Цена от этого была не малой. Но у кого средства были, на это пошёл, и разводящие сети протянули. Те же, кто вступал в кооператив и подключался позже, честно платили и за подключение, и за свою долю разводящих сетей. Эти деньги распределялись только между пайщиками кооператива и никем другим. Распределяются и сейчас при подсоединении новых потребителей, ну уж ни в коем случае не в пользу предприятия, которое эти работы выполняло. Даже названия его уже мало кто помнит. Никому даже в голову не приходит ...компенсувати Підряднику сплатою дольової участі новими членами кооперативу, а також іншими джерелами фінансування (місцевий, районний, обласний бюджети та інше). Ведь работы уже выполнены и оплачены. Это общепринятая практика всех нормальных кооперативов. Почему для предприятия «Якість» условия должны быть другими? И почему до поры до времени и вопрос-то не возникал?
Как всегда, есть нюанс. Если Вы не занимаетесь политикой, то она займётся Вами. Дело в том, что Куйбышевка — родное село Татьяны Васильевны Демченко. Родину, как теперь принято говорить «малую», она никогда не забывала. И работы по газификации Куйбышевки начались ещё в бытность Татьяны Васильевны главой облсовета. «Якість» в те времена в Куйбышевке вела себя вполне пристойно. Работы двигались, и, я так думаю, не без «фактора власти» (которым председатель облсовета, конечно, располагал). И в основном были выполнены. Потому и вопроса не было. Но время шло. Татьяне Васильевне потребовалась сложная операция и время на реабилитацию. Весьма значительное. Председатель облсовета сменился. «Фактор власти» для «Якості если не исчез, то по крайней мере ослаб. На мой взгляд, именно этим и объясняется ухудшение условий договора для кооператива. И эдакий «нежданчик» с увеличением общей стоимости, и своеобразная форма шантажа непередачей документации, чтобы дополнительные деньги получить.
Не стоит забывать, что Украина — страна заполитизированная до предела и потому практически фронтовая. И наступление пошло по всем фронтам и со всеми «фронтами». Точнее, под предводительством партии «Фронт змін», давно уже прозванной в народе «фронтом измен». Поскольку верные и идейные «борцы за денежные знаки», ранее «боровшиеся» под предводительством Юлии Тимошенко, в большинстве своём ей изменили, поспешно перебежав во «Фронт змін» под крыло Яценюка, так же метко именуемого в народе «кролик Сеня» или «киндерсюрприз». В общем, всё те же.., только в профиль.
«Фронтовые» действия начались именно с села Воссиятского, где живёт семья Татьяны Васильевны Демченко и где находится их агрофирма «Авангард». Шоу, которое возглавили Тарас Креминь и Татьяна Фабрикова, было организовано по всем правилам. Сходка, съёмочная группа, стуки в какие-то ворота на камеру и прочее... На камеру бросались обвинения в невыплате зарплаты в «Авангарде», обвинения в адрес Татьяны Васильевны в том, что в селе нет газа... И газ в селе будет, конечно и исключительно, благодаря «Фронту змін»... Но за дело должно взяться предприятие «Якість»... Обо всех этих событиях гремел Интернет, преимущественно вешая самые чёрные ярлыки на «Авангард», Демченко и Партию регионов. Снова съёмочные группы... Татьяна Васильевна уже присутствует, вот только в сюжете произносит не слова и аргументы, а только междометия. Остальное телевизионщиками профессионально и очень демократично с соблюдением всех постулатов свободы слова купировано. Нормальная медиатравля по всем медиаправилам.
Вся эта шумиха в прессе и на телевидении реакцию, конечно же, вызвала. Но не только ту, на которую был расчёт. У тех, кто с ситуацией знаком, несколько иную. И 94 жителя села Воссиятское подписали письмо, в котором аргументированно изложили своё и несколько иное видение. Во-первых, газ в селе всё-таки есть и уже более 10 лет. И есть именно благодаря «Авангарду», который за свои деньги проложил до села 20 километров газопровода, и было это уже совсем не в советские времена. А кто мне скажет, какая ещё частная организация не только провела 20 километров газопровода односельчанам за свои деньги, но и за свои же деньги газифицировала школу, детский сад, больницу..? Напомнили жители Воссиятского о том, что в 2005-2006 годах под предводительством БЮТа уже собирались деньги на газификацию оставшейся части села. Со двора собрали от 300 до 1500 грн. Ныне год 2011-й, ни денег, ни газа (флаг сейчас, конечно, другой, но люди-то те же, что были и под БЮТовским). Напомнили, что построенный «Авангардом» работающий водопровод (и по селу, и подводящий) после передачи на баланс сельсовета остался не вырытым и не сданным в металлолом только на участке, который арендует «Авангард». И что долгов по зарплате у «Авангарда» нет. И что средства за пользование землёй в бюджет сельского совета поступают только за одну треть обрабатываемых земель. Это именно те земли, которые арендует «Авангард». И ещё, что при тех же объёмах строительства газопровода и том же исполнителе — предприятие «Якість», но под предводительством «Фронта змін», планирует стоимость работ в четыре раза дороже, чем в Куйбышевке. С февраля цены, наверное, действительно изменились, но не в четыре же раза. Продолжать можно долго. Письмо длинное. Дело в другом.
Не ставлю задачу создать из Татьяны Васильевны некий безгрешный образ, хотя, не скрою, отношусь к этому человеку с глубоким уважением. Со святыми во плоти мне встречаться не довелось. Но если производственное хозяйство успешно работает, решая при этом и социальные вопросы, — это нужно уважать независимо от партийного флага. Банальную борьбу за получение предприятием «Якість» доходных работ в Воссиятском и в конечном итоге денег, прикрываясь улюлюканьем «Фронту змін», считаю проявлением непорядочности, что косвенно подтверждает и история в Куйбышевке. Меня тошнит от разного рода дерьмометательных заказных медиакампаний и медиатравли в отношении кого бы то ни было.
А что касается прокладки газопровода, то Демченко сумела найти общий язык с депутатами районного совета, которые выделили средства из районного бюджета на уточнение проектно-сметной документации. Это мало понравится председателю сельсовета и директору предприятия «Якість», поскольку «нарисовать» любые цифры стоимости газопровода будет уже сложно. Ведь договор на изготовление проектно-сметной документации уже заключен почему-то между сельским советом и предприятием «Якість», без решения общего собрания кооператива. Теперь же это если не конкурс, то уже какой-то выбор. А уж кто будет строить газопровод — определят члены кооператива на конкурсной основе, располагая объективными данными о цене. Как, собственно, и должно было быть.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |