В последние годы джаз приобрел широкое признание и перестал быть редким гостем в нашем городе. Выступление народного эстрадного оркестра «Джаз-бенд» областного Дворца культуры и Государственного высшего музыкального училища под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Михаила Полторака, сос тоявшееся в рамках ежегодных творческих отчетных концертов, прошло на уровне высокого класса. Тщательно подобранная программа с участием профессиональных и начинающих артистов продемонстрировала, что джаз многолик и его «творят» люди разных поколений.
Первыми на сцену ОДК вышли воспитанники Татьяны Островской — финалисты отборочного тура «Детского Евровидения-2010» образцовый вокальный ансамбль «Каприз» и солисты коллектива. Очаровательный дуэт «Дядя Слава и Инна Ричи» исполнил «Это джаз», удачно сочетая пение и пластику движений. Михаил Левченко и Вячеслав Куйбар показали концертный номер в духе бродвейских традиций. «Хэлло, Долли!» и другие мелодии из одноименного мюзикла композитора Хермена приобрели известность благодаря Бродвею и выдающемуся трубачу, певцу, импровизатору Луи Армстронгу. Дело было в 1964-м, но и сегодня популярность «сонга» не вызывает сомнений.
Песня «Шестнадцать тонн», написанная Мэрлом Тревисом более полувека назад, тоже осталась в истории. Сдержанная исполнительская манера Михаила Кирчанова соответствовала характеру мелодии и тексту, в котором говорится о тяжести труда рабочих и социальной несправедливости. «Шестнадцать тонн» и ей подобные перекликаются со «спиричуэл», что наряду с другими формами музыкального фольклора легли в основу джаза и до ликвидации рабства отражали проблемы жизни негритянского населения США, стремившегося к свободе. Утверждение «Джаз — это свобода», о котором напомнили ведущие концерта Наталья Зуева и Евгений Христосенко, оправданно.
«Джаз как профессиональное музыкальное искусство сформировался на рубеже XIX — XX веков под влиянием этнических особенностей и взаимодействия различных культурных тенденций, характерных для американского Юга. Новая музыка, унаследовав элементы африканской и европейской культур, распространилась по всему миру и приобрела множество приверженцев. Кому-то по душе так называемый традиционный джаз, специфика ритмов регтайма, иные в восторге от джаз-рока и симфоджаза. Эта музыка современна, но творцы новых течений и стилей нередко соединяют свои авангардные идеи с классикой. Аранжировщик Пауль Кларк, изменив инструментовку, расширил палитру звучания знаменитого «Танца феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик». Джаз ярко раскрывает выразительные возможности инструментов, и слушатели остались довольны виртуозной игрой Юрия Руля и Сергея Пономарева (саксофон), Александра Ильика и Дмитрия Жукова (труба), Николая Попова (тромбон), Евгения Драги (клавиши), солировавших в композициях «После работы» Джефа Бенедикта, «Абракадабра» Джони Бартона, «Вах! Вах!» Говарда Роу, «Funki «Ча-ча» Артуро Сандовала. Одним из важнейших инструментов джаза является человеческий голос. Произвел впечатление вокал лауреата международных конкурсов Татьяны Лизгуновой и Вероники Дьяковой, представивших образцы песенного джаза. Идеально вписались в контекст концерта популярные эстрадные мелодии. Яна Хамидулина «зажигала» ритмикой с песней из репертуара Гайтаны «Слушаюсь и повинуюсь». Встречали аплодисментами Олега Кедиса, который артистично и лирично, с утонченной грустью пел «Прости», «Вернись із спогадів», «Плач журавля». В процессе развития у джаза появилось множество направлений, но сохранились и устоявшиеся формы. К примеру, блюз. Его не трудно узнать, а вот способность спеть не слова, а чувства, дана не каждому. Анастасия Дрозд, великолепно владея вокальной техникой, мастерством импровизации и прочими нюансами, экспрессивно, на пике эмоций спела блюз «Feeling good».
Концерт «Джаз-бенда» прошел в лучших традициях музыкального исполнительства, просветительства и преемственности. По словам директора музыкального училища Анатолия Сироты, для молодой генерации исполнителей, которые перенимают опыт известных николаевских джазменов, — это хорошая школа профессионального роста. Он необходим, поскольку в современную эпоху джаз по-прежнему с огромным удовольствием слушают, играют и поют. Публика, наслаждаясь гармониями и ритмами, с интересом внимала сведениям про динамичный, веселый, сложный, философский джаз. На этих эпитетах его характеристика не исчерпывается. Спасибо музыкантам за блистательный, свободный, вечный джаз.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.013Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |