![]() |
|
В последние годы джаз приобрел широкое признание и перестал быть редким гостем в нашем городе. Выступление народного эстрадного оркестра «Джаз-бенд» областного Дворца культуры и Государственного высшего музыкального училища под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Михаила Полторака, сос тоявшееся в рамках ежегодных творческих отчетных концертов, прошло на уровне высокого класса. Тщательно подобранная программа с участием профессиональных и начинающих артистов продемонстрировала, что джаз многолик и его «творят» люди разных поколений.
Первыми на сцену ОДК вышли воспитанники Татьяны Островской — финалисты отборочного тура «Детского Евровидения-2010» образцовый вокальный ансамбль «Каприз» и солисты коллектива. Очаровательный дуэт «Дядя Слава и Инна Ричи» исполнил «Это джаз», удачно сочетая пение и пластику движений. Михаил Левченко и Вячеслав Куйбар показали концертный номер в духе бродвейских традиций. «Хэлло, Долли!» и другие мелодии из одноименного мюзикла композитора Хермена приобрели известность благодаря Бродвею и выдающемуся трубачу, певцу, импровизатору Луи Армстронгу. Дело было в 1964-м, но и сегодня популярность «сонга» не вызывает сомнений.
Песня «Шестнадцать тонн», написанная Мэрлом Тревисом более полувека назад, тоже осталась в истории. Сдержанная исполнительская манера Михаила Кирчанова соответствовала характеру мелодии и тексту, в котором говорится о тяжести труда рабочих и социальной несправедливости. «Шестнадцать тонн» и ей подобные перекликаются со «спиричуэл», что наряду с другими формами музыкального фольклора легли в основу джаза и до ликвидации рабства отражали проблемы жизни негритянского населения США, стремившегося к свободе. Утверждение «Джаз — это свобода», о котором напомнили ведущие концерта Наталья Зуева и Евгений Христосенко, оправданно.
«Джаз как профессиональное музыкальное искусство сформировался на рубеже XIX — XX веков под влиянием этнических особенностей и взаимодействия различных культурных тенденций, характерных для американского Юга. Новая музыка, унаследовав элементы африканской и европейской культур, распространилась по всему миру и приобрела множество приверженцев. Кому-то по душе так называемый традиционный джаз, специфика ритмов регтайма, иные в восторге от джаз-рока и симфоджаза. Эта музыка современна, но творцы новых течений и стилей нередко соединяют свои авангардные идеи с классикой. Аранжировщик Пауль Кларк, изменив инструментовку, расширил палитру звучания знаменитого «Танца феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик». Джаз ярко раскрывает выразительные возможности инструментов, и слушатели остались довольны виртуозной игрой Юрия Руля и Сергея Пономарева (саксофон), Александра Ильика и Дмитрия Жукова (труба), Николая Попова (тромбон), Евгения Драги (клавиши), солировавших в композициях «После работы» Джефа Бенедикта, «Абракадабра» Джони Бартона, «Вах! Вах!» Говарда Роу, «Funki «Ча-ча» Артуро Сандовала. Одним из важнейших инструментов джаза является человеческий голос. Произвел впечатление вокал лауреата международных конкурсов Татьяны Лизгуновой и Вероники Дьяковой, представивших образцы песенного джаза. Идеально вписались в контекст концерта популярные эстрадные мелодии. Яна Хамидулина «зажигала» ритмикой с песней из репертуара Гайтаны «Слушаюсь и повинуюсь». Встречали аплодисментами Олега Кедиса, который артистично и лирично, с утонченной грустью пел «Прости», «Вернись із спогадів», «Плач журавля». В процессе развития у джаза появилось множество направлений, но сохранились и устоявшиеся формы. К примеру, блюз. Его не трудно узнать, а вот способность спеть не слова, а чувства, дана не каждому. Анастасия Дрозд, великолепно владея вокальной техникой, мастерством импровизации и прочими нюансами, экспрессивно, на пике эмоций спела блюз «Feeling good».
Концерт «Джаз-бенда» прошел в лучших традициях музыкального исполнительства, просветительства и преемственности. По словам директора музыкального училища Анатолия Сироты, для молодой генерации исполнителей, которые перенимают опыт известных николаевских джазменов, — это хорошая школа профессионального роста. Он необходим, поскольку в современную эпоху джаз по-прежнему с огромным удовольствием слушают, играют и поют. Публика, наслаждаясь гармониями и ритмами, с интересом внимала сведениям про динамичный, веселый, сложный, философский джаз. На этих эпитетах его характеристика не исчерпывается. Спасибо музыкантам за блистательный, свободный, вечный джаз.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |