ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Подайте, барин, простому селянину на пропитание
18.05.2011 / Газета: Николаевский бизнес / № 19(375) / Тираж: 5100

Земельная тема волнует всех. Особенно простых людей. Фактически завершился передел земли, который проходил всеми правдами и неправдами. Но все чаще выясняется, что неправдами. Об этом свидетельствует масса уголовных дел, возбужденных органами прокуратуры. Такие дела есть и в Николаевской области. Пытаясь отстоять «завоеванные» земли, новоявленные украинские помещики, в частности первомайский бизнесмен, «борец за права крестьянства» Аркадий Корнацкий, не брезгуют ничем, чтобы удержать позиции и сохранить хорошую мину при плохой погоде.

Факт: 26 мая 2000 года сессия Ленинского сельского совета передала в собственность родителям Аркадия Корнацкого — Клавдии и Алексею Корнацким больше 1700 гектаров пашни, почти 15 гектаров пастбищ и тутовых посадок, 26 гектаров садов, около 8 гектаров виноградников и хозяйственные дороги. Денежная оценка всего этого богатства, без учета индексации, составляет свыше 6,5 миллиона гривен. 8 соответствии с договором купли-продажи стоимость одного условного кадастрового гектара составила 3030 гривен. В собственности агрофирмы Корнацких на территории Чаусово-2 склады и современные линии для очистки и сушки зерна, современный животноводческий комплекс, мукомольный цех, хлебопекарня, маслобойня.

Богатенький Аркаша из Москвы

Это было двенадцать лет назад. На свою маленькую родину к родителям в село Чаусово-2 Первомайского района Аркадий Алексеевич Корнацкий приехал погостить из Москвы. Приехал с хорошими деньгами в разгар нищеты и реформирования агропромышленного комплекса Украины.

С юридическим образованием, с дипломом Международного университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Аркадий Алексеевич сразу смекнул, что к чему. Деньги имеют свойство испаряться, а земля вечная, недаром ее называют национальным достоянием. В селе Чаусово-2 мгновенно распространился слух, что Аркаша якобы скупает земельные паи за хорошие деньги — около 2 тысяч долларов США за пай. Слух мгновенно разнесся по всей округе.

На тот момент у чаусовцев были сертификаты на землю (по 3,3 гектара), однако обрабатывать ее было нечем, люди были в отчаянии, не видя просвета. Приезд москвича в родное село стал для чаусовцев еще и избавлением от нерадивого руководителя местного колхоза, по вине которого они страдали морально и материально. Когда колхоз развалился, председатель забрал себе в аренду всю землю. Предложение Корнацкого людей, конечно же, заинтересовало, и они польстились на денежные посулы. Так Аркадий Корнацкий стал владельцем больше чем 400 земельных паев своих односельчан и, соответственно, владельцем их судеб. Что характерно, юридически все было оформлено на родителей Корнацкого, поскольку он на то время был гражданином России.

На данный момент в собственности и долгосрочной аренде у агрофирмы Корнацких числится около 16 тысяч гектаров земли в двух районах области — Первомайском и Кривоозерском. По стяжанию земли в Николаевской области конкурентов еще поискать.

Сначала подписал, потом прочитал

Нынче жителей села Чаусово-2 судьба моратория не интересует. За спиной люди кличут Корнацкого барином. По словам бизнесмена, он приобрел в селе 479 земельных паев,

а крестьянам перепало больше миллиона долларов. Согласитесь, несопоставимо низкая цена за столь весомое приобретение!

Пробуждение людей произошло чуть позже. Деньги ушли, а земля — вот она, только уже чужая. Как известно, эта грустная история имела дальнейшее развитие. В 2000-2001 году Корнацкий судился с самим Леонидом Кучмой. Когда несколько сел поразила странная болезнь — токсикодермия, в Первомайский район прибыл сам Президент Украины. Воспользовавшись моментом, жители упали в ноги руководителю государства: спаси, помилуй, забери у Корнацкого нашу землю, не прожить нам в селе без нее. Едва взглянув на купеческий размах родового гнезда Корнацких, на дома с охраной, решетками, башнями и высоким забором, возмущенный Президент Украины пообещал немедля устранить перекос, упрятать за решетку скупщиков земли и вернуть ее людям.

По факту было возбуждено уголовное дело. Но, видимо, Кучма запамятовал, что своей же рукой подмахнул президентский указ №666, разрешающий без ограничений приобретать сертификаты на землю для товарного производства. Судебные тяжбы в отечественных судах затянулись на несколько лет. Итогом этих разборок стал запрет государства торговать землей. Но приобретение осталось у Корнацкого, а люди поняли: если даже сам Президент Украины не помог, то бороться с ветряными мельницами бесполезно. Тем временем Аркадий Корнацкий позаботился о том, как надежно сохранить приобретенные земли: пойти во власть.

Когда люди узнали, что Корнацкий назначен заместителем губернатора Алексея Гаркуши по вопросам АПК, они окончательно разуверились в том, что смогут вернуть

свою землю. Увы, в чиновничьем кресле Корнацкий задержался ненадолго. Бесславно уйдя с должности с обвинениями в некомпетентности, он решил попробовать себя в большой политике — учредил общественную организацию «Селянский фронт». Заявив при этом, что селянский фронт встанет на защиту крестьян, хотя на деле, оказалось, организация создавалась для защиты самого себя и своего бизнеса. Судите сами: за несколько лет своего существования общественная организация так и не смогла громко заявить о себе, хотя проблемных земельных вопросов в Николаевской области и по всей Украине — хоть пруд пруди. А все потому, что, видимо, селянский фронт Корнацкого «воевал» только в пределах частной собственности своего семейства. Когда областная прокуратура выставила агрофирме Корнацкого и другим сельхозпредприятиям штрафы за незаконное использование проектных земель, предназначенных под дороги и лесопосадки, все нарушители эти штрафы заплатили, а дипломированный юрист Корнацкий принципиально отказался. Но почему-то все эти годы он не отказывался использовать дармовые земли и получать от них прибыль? Более того, в своем интервью всеукраинской газете «Факты и комментарии» (№51 от 22 марта 2011 г.) Аркадий Корнацкий заявил, что угрозой селу и агробизнесу в нашей стране является не отмена моратория на продажу земли, а прокурорский беспредел, коррупция и бюрократия. В отношении «прокурорского беспредела» он явно переборщил. Ведь как раз против беспредела и встала прокуратура. Было бы понятно, если бы жаловался беззащитный крестьянин, отстаивающий свои земельные права, но отнюдь не помещик Корнацкий. Не напоминает ли это всем известную фразу: «Вор кричит — держи вора!»? Проигрывать тоже надо уметь.

В праздничные майские дни образ Корнацкого всплыл на Советской на ярких сити-лай-тах. Внушительный кулак николаевского латифундиста, увеличенный, видимо, в фотошопе, свидетельствовал о том, что он готов врукопашную идти на прокуроров и чиновников. Полосатая рубашка бизнесмена, кроваво-красный фон за спиной и снова та же обличительная прямая речь: «Прокуроры, земельные чиновники, госадминистрации и всякие инспекции обворовывают село, крестьян, фермеров» говорили о том, что Аркадий Алексеевич уже засиделся в кабинетной тиши, заскучал по публичности и всячески хочет обратить на себя внимание. Не потому ли, что грядут выборы в Верховную Раду?

Вперед к феодализму

Зачем, скажите, столько земли одному семейству? Тем более, что Аркадий Алексеевич в своих интервью предвещает через год-два гибель сельского хозяйства в случае, если мораторий не будет снят? На этот вопрос он сам же и отвечает: его агрофирма планирует выдвигаться на международные финансовые площадки. То есть обрабатывать землю совестно с иностранцами. Возникает вопрос: а кто тогда будет отвечать за продовольственную безопасность страны -иностранцы?

Сегодня жители Чаусово-2 неохотно вспоминают, когда лишились своих земельных паев: «После драки кулаками не машут». Разговоры о былых обидах здесь тоже не приветствуются. А как иначе, ведь попасть в немилость легко, но как потом выжить? Во всей округе на многие километры — частная земля семейства Корнацких и, кроме как в его агрофирме, работы больше нет. Предпринимательство в этом селе почему-то не зародилось. Зарплата в агрофирме тоже может быть разная: «Кто как сработал, кто как заслужил». Люди, продавшие землю Корнацкому, получают небольшую пожизненную ренту. Но их беспокоит будущее: крестьянские дети и внуки не будут иметь ни ренты, ни земли. Чаусово-2, где вырос Аркадий Корнацкий, превратилось, по сути, в картинку феодальных времен: скромные сельские хаты, Малолюдные улицы, жирное имение помещика и 400 душ батраков...

Один свободный стул и тот сломался

Сегодня практически вся местная власть в лице сельских советов, образно говоря, голая, босая и ветром подпоясанная. Она рада каждой подачке, каждой гривне со стороны. И в этом власть не виновата, так уж распорядилось государство. А тот, кто платит, известно, и музыку заказывает. Видимо, по этой причине Ленинский сельский голова Анатолий Биляев так восторгается хозяином села.

- Очень сложный сельский совет, — признается Биляев. -Сами понимаете — частная собственность. А у людей ведь сознание прежнее.

- То, что было в коллективной собственности, давно развалилось, — рассуждает сельский председатель. — А здесь все принадлежит Корнацким. И порядок, посмотрите, какой -на ферме, на тракторном стане, в перерабатывающих цехах. А какая техника! «Агрофирма Корнацких» работает в 14 населенных пунктах и везде отстраивает свои объекты: не разрушает, заметьте, — отстраивает! И работу людям дает, и школам, и детсадам помогает, и о ветеранах не забывает — вручает подарки, устраивает благотворительные обеды.

На первый взгляд все это хорошо, но, как выяснилось, агрофирма Корнацких не подписывала договоры социального партнерства, которые гарантировали бы плановую помощь, а предпочла раздавать ее, так сказать, с барского плеча: хочу — дам, хочу — не дам. Согласитесь, это выгодно для Корнацких, ведь приятно, когда тебе в рот заглядывают и ловят каждое слово.

Как оказалось, ООО «Агрофирма Корнацких», единственное бюджетообразующее предприятие в Чаусово-2, платит налоги в другой район по месту регистрации. Юридически Корнацкого в этом обвинить нельзя, но морально можно: при желании соучредитель агрофирмы мог бы зарегистрировать здесь филиал или производственное подразделение, и в сельский совет поступали бы деньги.

Здание чаусовского органа местного самоуправления сразу не отличить от сельской хаты. В присутственном доме когда-то жила состоятельная семья — большевики раскулачили ее и выселили.

Биляев признался журналистам: с финансами в местном бюджете плохо. Денег осталось на трехмесячную зарплату сельсоветовским работникам, дальше на органе местного самоуправления хоть замок вешай.

По иронии судьбы в этот момент под председателем развалился расшатанный стул, и Михаил Биляев едва не упал.

- А какое отношение агрофирма Корнацких имеет к моему поломанному стулу? -вспылил председатель. И пригрозил: «Вы там смотрите... Напишете плохое — по судам затаскаем!»

Подумалось: а ведь и вправду затаскает с таким-то рвением! Но с другой стороны — как ему выжить, да еще и выборную должность сохранить?

А на трибуне с гербом государства — рванью подштанники

Каменнобалковский сельский совет выглядел еще унылее. В коридоре полупустого здания, бывшей конторы агрофирмы «Свитанок» (там ютится орган местного самоуправления) на заброшенной трибуне с государственной символикой сохли... подштанники. Скорее всего, до выборов в трибуне потребность не появится. Но

появится ли вообще? Разве у кого-то возникает сомнение, что в Чаусово-2 или в Каменной Балке безземельщики или жители, сдавшие Корнацкому землю в долгосрочную аренду, посмеют проголосовать против его кандидатуры? Согласитесь, так легко стать депутатом.

Собственно, на сегодняшний день Аркадий Алексеевич и числится депутатом Первомайского райсовета. Но на сессиях его практически не бывает. Очевидно, не тот зал, не тот размах, не те люди... Как лю-

бит оправдываться Корнацкий, он предпочитает работать «на местах».

При распаевке и разделе имущества двухэтажное здание конторы было оценено по балансовой стоимости в 124 тысячи гривен. Что делать дальше с ним, пайщики не знают. Им бы хотелось устроить здесь фото-мастерскуіо, зубопротезный кабинет, массажный салон, парикмахерскую, банккили, на худой конец, мастерскую по ремонту обуви. Но где для этого взять средства? По логике вещей, потенциальным покупателем двухэтажки мог бы стать только Корнацкий — его же вотчина, но бизнесмен и за 40000 гривен слышать не хочет.

Село, по словам Каменно-балковского сельского головы Андрея Кульчицкого, потихоньку вымирает. Здесь, как он выражается, уже «333, пустые хаты». Ежегодно уходят в мир иной 18-20 жителей и только двое-трое рождаются. В 2002 году в местную школу, по словам председателя, ходило 72 ученика, нынче только тридцать. Уменьшилось количество домашнего скота: только за прошлый год в селе на 50 коров стало меньше.

Диалог не получается

Как ни парадоксально, несмотря на «деньги, современную технику, новые технологии и совершенно другие .возможности», как сказал Кульчицкий, в агрофирме Корнацких урожайность зерновых ниже,

чем в целом по Первомайскому району. В прошлом году район собрал 31,5 центнера зерновых с гектара, а Корнацкие... 29 центнеров. Можно только догадываться, почему столь низкая урожайность в агрофирме при таких высоких возможностях.

- В Первомайском районе многие сельхозпредприятия собрали по 50 и больше центнеров зерна с гектара, -говорит председатель Первомайской райгосадминистрации Борис Демченко. -Взять хотя бы фермерские хозяйства «Основа», «МТД», «Оазис», расположенные на территории Романобалковского сельского совета. Есть немало хозяйств, получающих свыше 35 центнеров с гектара. Кроме оказания посильной помощи в содержании объектов соцкультбыта, хозяйства увеличивают размеры арендной платы — некоторые уже дают свыше четырех процентов от денежной оценки земельного пая. Причем, арендная плата по договоренности выдается людям как в денежном эквиваленте, так и в натуральной форме — сельхозпродукцией.

- У нас в районе 32 базовых предприятия, в том числе «Агрофирма Корнацких», — продолжает глава Первомайской РГА Борис Демченко. — Все они принимают самое активное участие в решении социальных задач — содержат водоводы, помогают школам, клубам, детсадам, ФАПам, ремонтируют дороги, с каждого гектара вносят благотворительные отчисления на социальное развитие села, а громада уже решает, куда эти деньги потратить в первую очередь. И делают это они осознанно, с пониманием, без пиара. А вот с Аркадием Корнацким общаться сложно. Разговор, в конце концов, всегда упирается в одно — власть Корнацкому всем и во всем обязана.

«Пишет красиво, да только кость нам бросает обглоданную»...

По мнению первомайского бизнесмена, разноликая рать прокуроров и чиновников спит и видит, чтобы «выдоить агрофирму, как дойную корову», «поставить на счетчик», обобрать, обкрутить.

К примеру, в своем очередном интервью Корнацкий сетует: из-за наезда прокуратуры был вынужден якобы сократить и отправить на биржу труда 300 человек, а ведь у них всех дети, семьи.

Читают опусы своего земляка жители Чаусово-2, Каменной Балки, Крымки и других близлежащих населенных пунктов, и диву даются. О каких трехстах сокращенных утверждает Корнацкий? Если о тех, что ушли на биржу труда в ожидании сезонных работ, то они каждый год это делают и без «прокурорского наезда».

Послесловие

Нынче в высоких эшелонах власти решают, что делать с кормилицей: продавать как товар, или сдавать в аренду как природный ресурс. «Реформаторство» дошло до того, что украинских черноземов уже не хватает накормить гречкой собственный народ: крупу закупаем в Китае. Но гречка, как и все остальное, там растет на государственной земле. В Китае земля не продается.

И украинские черноземы, учитывая мировую продовольственную проблему, при умелом хозяйствовании могли бы накормить не только собственный народ, но и половину планеты. Украина, как участник продовольственной программы, как владелец огромных запасов земли, могла бы стать одним из самых эффективных игроков на мировом продовольственном рынке.

«Рынок есть рынок, — рассказывает журналистам Аркадий Корнацкий. — Когда есть собственник, имеющий ВЕЩЬ, и эта ВЕЩЬ может быть нужна кому-то другому, эта ВЕЩЬ всегда будет продаваться. И не важно, будет зарегистрировано право на эту ВЕЩЬ, или оно будет скрыто под зарегистрированным договором аренды на 50 лет, который потом будет продлеваться...»

Что и говорить, земля для Корнацкого, как и все в этой жизни, всего лишь товар. Который можно подешевле купить и подороже продать...

Автор: Татьяна ФАБРИКОВА, депутат областного совета.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту