ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
На земле, в небесах и в глубинах морских
19.05.2011 / Газета: Вечерний Николаев / № 54(3070) / Тираж: 7500

Три стихии, три совершенно разных художника под одной крышей. Представьте себе. Вместе их объединяли любовь, общий дом, быт, одна профессия. Творили порознь, у кого к чему душа лежала, не мешая, не пытаясь заглянуть друг другу через плечо. Потому что душа художника — это вообще тайна за семью печатями. То, что в ней происходит в момент творчества, спугнуть нельзя. И обнажается она только на полотне, когда действо завершено, картина написана, мысль исчерпана. Лена черпала вдохновение на земле, придавала значение каждой детали, Андрей — глядя на необъятные небеса и веря в их чудодейственную силу, Данила — пытаясь мысленно разгадать морские глубины. Теперь эти три стихии предстали вместе в муниципальном выставочном зале на ул. Советской-Никольской, где на днях открылась совместная семейная экспозиция народного художника Украины, лауреата национальной премии им.Т.Шевченко Андрея Антонюка, его жены Елены Червоненко, их сына Данила Антонюка.

Так получилось, что совместная выставка «Мы память» посвящена памяти Елены Червоненко — замечательной художницы, жены, матери, которая этой весной ушла из жизни. И когда земля, которая так реально, во всей своей красе и разнообразии представлена в живописи Елены, уходит из-под ног, тогда приходит прозрение, переоценка ценностей. Как жить дальше без нее? Может быть, надо верить, что Елена теперь на небесах, она все видит и знает. Ее нельзя огорчать.

... Это было давно, где-то в 60-е годы прошлого столетия (звучит-то как!). Конопатый паренек из г.Первомайска (Николаевской области) Андрей Антонюк увидел на студенческом вечере в художественном училище им.Грекова в Одессе, где он тогда учился, Елену Прекрасную. Она, тоже студентка художественного училища, заметно выделялась среди своих подруг — светлая, скромная, с длинной русой косой и вся какая-то неземная. Во всяком случае, такой ее увидел Андрей и не ошибся. Он набрался храбрости и пригласил девушку танцевать. С тех пор они не расставались. Елена Червоненко была родом из Волгограда, выросла в семье художников, была тонкой натурой, творческой личностью, замечательной художницей. А еще она была мудрой женой и матерью, а потому всегда жила как бы в тени своего мужа, берегла и поддерживала в первую очередь его талант, помогала во всем, прикрывала от житейских неурядиц. Елена уделяла внимание сыну Данилке, поддерживала ростки творчества, воспитывала в нем художника (а кем же ему еще быть, ведь вырос он в мастерской своих родителей среди красок и произведений искусства?). Андрей Антонюк, эмоциональный, порой спонтанный и несгибаемый от всяких политических перемен, пробивался сквозь бури и невзгоды к признанию, отстаивая только свою творческую точку зрения. Он — художник, право творить послано ему Богом, благословлено матерью, а все остальное не имеет никакого значения. Было такое (в советские времена), что молодого художника Андрея Антонюка из Николаева друзья пригласили в Москву поучаствовать в нелегальной выставке. В ней участвовали и зарубежные гости (это категорически не приветствовалось властями в те годы), которые купили работы Андрея. А вскоре одна из западноевропейских радиостанций рассказала об этом в очередной передаче, называя поименно художников, участников квартирной выставки. И «кто следует» в Советском Союзе сразу взял эти имена «на заметку». Антонюк превратился в неугодного и гонимого художника, это мешало и одновременно подстегивало к новому творчеству. А выставочные залы г.Николаева надолго закрыли двери перед художником, воспевавшим Бога в убежденной атеистической советской стране. Николаевцы смогли ближе познакомиться с живописью художника только в годы перестройки. И теперь живопись Андрея Антонюка свободно выставляется в разных странах Европы, Канаде, США, Израиле и т.д. Андрей не изменил своим взглядам и оказался прав. Потому что воспевал вечные ценности — маму, застывшую в раздумьях среди вспаханного поля, родник с прозрачной живой водой, вечные и необъятные небеса, посылающие на землю благодать, подающие знаки... Кстати, однажды Андрею Даниловичу явилось видение с небес («Я не был пьян, никогда не страдал шизофренией, — рассказывает Антонюк. — Но это было. Я все видел четко своими глазами и слышал голос Оттуда»). Накануне Андрею позвонили из родного города и сообщили, что его мама тяжело больна. Он сел в автобус и поехал в Первомайск, где умирала мама. В пригороде родного города Андрею Даниловичу захотелось выйти из автобуса и пройтись по тропинкам своего детства пешком, вдохнуть запах родной природы. Уже темнело, и в небе загорались первые звезды. Вдруг эти звезды, как фонарики, стали приближаться к Андрею, закружили над ним в хороводе. А голос с небес сообщил, что его жена Елена уйдет из жизни раньше его, что проживет ровно столько, сколько прожила на свете его мама. Андрей Данилович застыл в оцепенении и очнулся только тогда, когда светящиеся фонарики, помигав и покружив над ним, снова растворились в ночном небе. Он носил это в себе многие годы, никогда никому не рассказывал. И вот теперь это предсказание сбылось. Его жена, коллега, верный друг ушла из жизни, прожив ровно столько, сколько прожила его родная мама. Вот и думай: что это? И зачем мы пришли на эту землю? Может, чтобы выполнить свой долг, предназначенный свыше.

На совместной выставке семьи Антонюков мы снова увидели новые картины Андрея Даниловича. Прометей, принесший огонь людям, прикованный цепями к скале, летящий на крыльях конь, Елена с русой косой и с зажженной свечкой и небеса... Все это пересказать невозможно, а нужно посмотреть и прочувствовать. А когда смотришь — щемит на душе.

Ну вот, мы снова об Андрее Антонюке и его небесах. А что же на земле? Ведь главную часть экспозиции на выставке занимают работы Елены Червоненко, замечательной и талантливой художницы, которая, к сожалению, не так часто выставляла свою живопись на всеобщее обозрение. А жаль. Стоит спуститься с небес, чтобы посмотреть, как дышат жаром и биоразнообразием летние луга, как зависла над ржаным полем маленькая перепелка, как испуганно смотрит по сторонам фазаниха, высиживая своих цыплят в зарослях высоких трав, как пахнет полевой букет из мелких-мелких ярких цветочков, только что собранный на лужайке, как сочны и вкусны плоды яблок-груш, как мощно возвышается над поляной огромное дерево, вцепившись корнями в землю, как ярко горят гроздья созревшей рябины... Все это — Елена Червоненко. Елена Прекрасная. Елена-художница, по-своему увидевшая нашу грешную и прекрасную землю, воспевшая маленькие земные радости, приносящие нам счастливые минуты.

С земли можно спуститься и в глубины морские и помечтать вместе с Данилой Антонюком. Свое детство Данила провел, естественно, в мастерской, как обычно случается с детьми художников. Родители были рядом, но они вечно были погружены в свою работу, а мальчик был рядом и мечтал о морских путешествиях, подводном плавании, создавая в воображении свой мир, непохожий на другие. Он размазывал краски руками, пробовал их на вкус, впитывал их запах и рисовал то, что было ему ближе всего. Он вырос и стал художником. Детские мечты стали реальностью на картинах. Вот мчится парусник, унося нас в дальние страны, корабль терпит крушение в морской пучине, а на дне морском — камни, рифы, раковины, рыбы. Все это тоже жизнь, но совсем иная. Еще одно увлечение Данилы — дикие животные. Тигры, леопарды, ящерицы, лягушки. А все вместе — это мир, созданный художником Данилой Антонюком, который поделился с нами своим творчеством.

Вот такая получилась выставка семейства Антонюков — в трех измерениях. Каждый художник привнес в экспозицию что-то свое. А в общем получилось емко, насыщенно, разнообразно. Есть здесь и душевное тепло, и философская мысль, и всплеск энергии. Есть возможность подумать и оттаять душой. И Елена, глядя с небес, наверное, все увидит.

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту