Во Врадиевском изоляторе временного содержания гибнут люди.
Правоохранители убеждены: причиной обеих смертей является суицид. Родственники погибших в этом сомневаются, считая, что 46- и 33-летним мужчинам «помогли» уйти из жизни.
Запоздалое задержание
Когда 46-летнего жителя Врадиевки Александра Подгурского утром 2 декабря 2008 года забирал из дому милиционер, его мама Вера Андреевна растерялась. Ее сын был хроническим алкоголиком, которого порой приходилось насильно удерживать от пагубного пристрастия. Для этого родители больного неоднократно прибегели к «услугам» суда и милиции. Писали на Александра липовые заявления, после чего мужчина получал в местном суде наказание — 5-7 суток админареста, которые и отбывал во Врадиевском ИВС (изоляторе временного содержания). Притом, что, по воспоминаниям самих родственников и соседей, буйным во хмелю мужчина никогда не был, потому ограждать его нужно было не от людей, а от «зеленого змия». Просидев несколько дней без спиртного, он успокаивался, и ею везли па кодирование.
Но последний раз подобную бумагу она написала еще 3 ноября, то есть месяц назад. Почему за сыном пришли только сейчас — Вера Андреевна не знала. Он практически не пил, готовясь создать семью с понравившейся ему женщиной. Со своей бывшей женой он развелся более десяти лет назад.
Несмотря на то, что именно мать пожаловалась в органы на сына, в суд ее почему-то не пригласили. Похоже, что судья Высоцкий формально подошел к определению» степени виновности Александра Подгурского, назначив тому по статье 173-2 Кодекса Украины об админнарушениях наказание в виде 7 суток админареста, не осрбо вдаваясь в подробности дела.
«Вашего сына убили»
В полдень 5 декабря — на четвертые сутки нахождения
Подгурского под стражей — его в очередной раз пришли навестить родители. Принеся еду, они хотели накормить сына, заметно исхудавшего на казенных харчах. Но правоохранители еду задержанному давать не разрешили.
- Сначала, мол, сделаешь, что должен, потом поешь, -вспоминает мать загадочную реплику, брошенную сотрудником милиции Непомнящим.
- Я ж двое суток ничего не ел, дайте поесть, — начал было просить Александр, но правоохранитель был неумолим и сумку с едой, по словам Веры Андреевны, у заключенного забрал.
- Ничего, сынок, вот скоро выйдешь, с Любой сойдешься, пить перестанешь и заживете нормально, — пыталась успокоить сына мать. Но мысли о скором освобождении Александра почему-то не обрадовали. Он бросил странную фразу, которую навсегда запомнила Вера Андреевна.
- Погоди, мать, тут дела похлеще есть, — сказал мрачно он. Это было последнее, что услышала она от сына.
Потом около трех часов дня родителям позвонили из милиции и сказали, что сыну плохо. Надо, мол, принести водку. Родители купили пол-литровку и отнесли в ИВС. Быстро помчавшись в райбольницу, они привезли к сыну еще и врача-нарколога Е. Секретарем. Тот осмотрел мужчину и, якобы, никакой угрозы для жизни не обнаружил. Несмотря на то, что родители просили милиционеров отпустить сына (в больнице, мол, того прокапают и ему станет легче, — убеждала она), бдительные стражи ни на какие уговоры матери не поддались.
А в полвторого ночи дежурный по райотделу позвонил Подгурским и сообщил, что их сын умер. Ранним утром родители и сестра погибшего побежали в ИВС, но там ничего толком о причине смерти родного им человека не сообщили. Одни милиционеры утверждали, что подвело сердце, другие говорили, что повесился. Тело к тому времени уже отвезли на исследование в Первомайскую судмедэкспертизу. Придя домой, не помнящие себя от горя родители нашли во дворе записку.' На небольшом клочке тетрадного листа неровным почерком было выведено всего три слова: «Вашего сына убили».
Отличники боевой и политической
- Я не верю, что сын мог наложить на себя руки. Он был жизнерадостным человеком и Бога боялся. Тем более, что собрался создавать семью. Какой ему был смысл уходить из жизни? — убеждена мама покойного Вера Подгурская. Такого же мнения придерживается и сестра Светлана. Местный священник тоже не поверил в суицид Александра и потому отпевал его как безвременно усопшего. Хотя самоубийц, как известно, церковь практически никогда не отпевает.
Но правоохранители, как местные, так и из областного центра, и даже из далекого Киева убеждены: основная причина смерти — самоубийство. Точнее, алкогольная энцефалопатия, которая усложнилась отеком мозга на фоне прерванной асфиксии.
Куда только ни обращались родственники погибшего — ответы походили один на другой. Если коротко, то по версии правоохранителей дело было так.
В 8 утра 5 декабря 2008 года на дежурство в райотдел милиции и относящийся к нему ИВС заступило около десяти человек (точную цифру обнародовать нельзя). Все они прошли предварительный инструктаж и сдали необходимые в таком случае зачеты по знанию законодательства в правоохранительной сфере и подведомственных актов, порядку обращения с оружием и пр. Примечательно, что все милиционеры как один получили оценку «отлично».
В 14.20 «отличник» постовой М. Боровик сообщил дежурному, что арестованный ведет себя неадекватно: разговаривает сам с собой. Зная, что Подгурский
болен, «отличник» дежурный вызвал скорую. Приехавший на вызов фельдшер О. Дзюба, осмотрев Подгурского, поставил диагноз: состояние алкогольного предделирия (делирий — белая горячка, прим.авт), поэтому нуждается в консультации психиатра. Через час, в 15.45 врач-нарколог (он же психиатр) Е. Секретарев поставил другой диагноз -«Синдром зависимости от алкоголя. Состояние отмены». Как указывают правоохранители, оба раза заключенный наотрез отказывался от госпитализации, утверждая, что чувствует себя хорошо, а лечиться, мол, будет, когда освободится.
В 19.10 постовой Боровик заметил в окно, что Подгурский, привязав к крану веревку, пытается удушиться, и вызвал дежурного. Вынув мужчину из петли, «отличники» вынесли его в коридор изолятора, где тот был еще какое-то время при памяти, потом потерял сознание, и в 19.25 прибывший фельдшер скорой помощи констатировал смерть Подгурского.
Вопросы без ответа
Изучая материалы проверки, которую проводили поданному факту прокуратура района и области, УБОП и СБУ, куда жаловались родители Подгурского, возникло несколько вопросов.
Например, почему, видя, что арестованному плохо, его просто не госпитализировали? Ведь он не был каким-то особо опасным преступником, ради которого стоило идти на жесткие меры содержания под стражей. Почему не дали спиртного — как собирались? Возможно, и это спасло бы ему жизнь.
Как рассказали врачи, с которыми автор консультировался в ходе подготовки материала, отек мозга, ставший причиной смерти Подгурского, не
наступает мгновенно. Процесс ухудшения состояния здоровья был растянут во времени. Как только был поставлен диагноз пределирий, необходимо было немедленно госпитализировать мужчину. То есть, его можно было еще спасти. И после постановки второго диагноза необходимо было везти в больницу. Возможно, попытки суицида связаны с той сильной головной болью, которую он испытывал. Скорее всего, он даже кричал от нее. Но если это происходило, почему не было реакции правоохранителей?
На эти вопросы хотят во что бы то ни стало получить ответы родители Александра Подгурс-кого.
- Я готова даже продать хату и все добро, только добиться того, чтобы узнать, наконец, правду: почему и отчего погиб мой сын, — заключает Вера Подгурская.
***
Прокурор Врадиевского района Сергей Мочалко
- По данному факту проводилась проверка, и было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. С этим решением согласилась прокуратура области. Напомню, что в течение 2008 года мать восемь раз обращалась в милицию по Александру Подгурскому, указывая, что он злоупотребляет спиртными напитками и совершает физическое и психологическое насилие в семье. В этот раз она тоже обратилась в милицию, что было насилие в семье; были собраны материалы и направлены в суд. Она была в суде, при рассмотрении дела. Есть бывшая жена, которой он позвонил и сказал, что «если мама меня еще раз сдаст ментам (дословно), я себе что-то сделаю». И закончилось тем, что он покончил жизнь самоубийством через повешение. Я был при осмотре тела --телесных повреждений выявлено не было.
ОТ РЕДАКЦИИ. Еще одним безвременно погибшим в стенах Врадиевского О ВС стал 33-летний Олег Степанюк, Он «тоже получил админнаказание в виде содержания под стражей на 4 суток. В отличие от Подгурско-го причиной админареста стала малая нужда, которую он неосмотрительно справил в местном парке. Обстоятельства его гибели в следующих номерах газеты.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |