ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«Беспокойное хозяйство» беспокойного режиссера
28.05.2011 / Газета: Рідне Прибужжя / № 57(3091) / Тираж: 6008

По собственному признанию режиссера-постановщика Николаевского академического художественного русского драматического театра, заслуженного артиста Украины Сергея Владимировича Чверкалюка, особенного увлечения военной тематикой у него нет, она ему близка как любому другому человеку, чьи родные и близкие еще сравнительно недавно отдавали жизни и проливали кровь на полях сражений Великой Отечественной войны. Довольно частые, исключительно удачные и неизменно вызывающие зрительский интерес постановки вызваны, скорее, неприятием современных трактовок тех памятных для нашего народа событий. Особенно безвкусно и неправдиво смотрятся фильмы о войне, которые штампуют нынче, как пироги пекут. Просто неприятно смотреть, говорит Сергей Чверкалюк, как сытые и упитанные актеры пытаются рассказать своей игрой о той страшной и голодной войне.

- К сожалению, исключений из этого грустного правила почти нет. В некоторой степени представлениям человека читающего, думающего, грамотного, коим я себя считаю, извиняюсь за некоторую нескромность, может отвечать только лента «Брестская крепость». Это относительно честный фильм, хотя есть некоторые замечания к сценаристу, который пошел на поводу у видного режиссера и огромный кусок отдал на спецэффекты, оставив за кадром вот этот период постоянного, повседневного ужаса войны.

Повторяюсь, но еще раз отмечу — честность в этом фильме есть. В отличие от, как я говорю, капустника под названием «Предстояние», снятого Никитой Сергеевичем Михалковым. Фильм обо всем и ни о чем. Отдельные эпизоды гениальны, а собрать все это, грубо говоря, в кучу не получилось. Собственно, справедливости ради нужно отметить, Михалков сам говорил, что полностью охватить всю войну просто невозможно.

Наверное, именно поэтому, из-за неудовлетворенности современным кинематографом в плане интерпретации событий военной эпохи, традицию Русского драматического театра отмечать годовщину освобождения Николаевщины и День Победы новыми постановками Сергей Чверкалюк решил в нынешнем году видоизменить. Оживить старые фильмы о войне, добавить жизненности и человечности, разбавить чувствами сухую и сжатую форму документалистики решил при помощи старых и полюбившихся не одному поколению фильмов «Беспокойное хозяйство», «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики».

- Так как «Беспокойное хозяйство» снято в 1946 году, когда впечатления от пережитого были еще очень сильны в людской памяти, именно этот фильм сыграл основную роль в сюжетной линии спектакля «Потому что мы пилоты!». Да и сам по себе фильм эпохален, хотя и задумывался как музыкальная кинокомедия. Говорят, что свою первую режиссерскую работу Михаил Жаров воплотил в жизнь из-за своей любви к исполнительнице главной роли Людмиле Целиковской. А великий впоследствии Юрий Петрович Любимов сыграл в «Беспокойном хозяйстве» молодого французского летчика. Словом, выбор не случаен

Ординарное театральное действо, обычный, по выражению Анатолия Малярова, «датский» спектакль Сергей Чверкалюк превратил в нечто необыкновенное, вызывающее нормальные человеческие эмоции. Интересно, что подобная форма очень понравилась задействованным в спектакле актерам — В. Остафийчуку, Е. Олейнику, А. Межевикину, А. Соколову, В. Украинскому, Р. Ковалю, М. Шипину, И. Дедюхину. Музыкальное оформление спектакля выполнила Н. Волкова. Для постановки танцевальных номеров пригласили заслуженного работника культуры Украины В. Пака. Идеи по сценическому оформлению спектакля принадлежат В. Дикштейну.

Двигаться вперед, экспериментировать, искать новое, необычное вообще присуще Сергею Чверкалюку. В ближайших планах Русского драматического театра, именно всего коллектива, потому что Сергей Владимирович полностью отождествляет с ним и собственные творческие планы, создание экспериментальной сцены.

- Ведь любой эксперимент, по сути, всегда означает прогресс, обязательное поступательное движение, — считает Чверкалюк. — И ничего страшного, если на определенном этапе какие-то шаги или действия не принесут ожидаемого результата. Ведь ошибочный опыт — тоже опыт, а значит, путь один: постоянный поиск. Это одна сторона наших, так сказать, устремлений. Вторая — непреодолимое желание создать театр элитарный. Что это означает? Вот посмотрите, в нашем городе есть определенная группа людей, которая театр посещает постоянно. Есть другая, которая в театр не ходит никогда и, к сожалению, никогда не придет. И есть огромное количество людей, которые с удовольствием бы ходили, но... Дети, работа, проблемы, тотальная занятость, невозможность разорваться... Поэтому очень трудно собрать на спектакль 400-500 одинаково мыслящих, одинаково думающих и чувствующих людей. Значит, что нужно делать? Правильно, уменьшить этот объем, собрать единомышленников.

Суть предлагаемого Сергеем Владимировичем новшества лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, развитие музыкального театра на базе этой ограниченной количеством зрителей сцены. Во-вторых, образовательная работа с молодыми актерами. И в-третьих, самое главное, движение навстречу зрителю. Определенная работа в этом направлении уже идет, есть даже название у этого экспериментального театра — «На балконе», придуманное, кстати, художественным руководителем Русского драмтеатра, депутатом облсовета Николаем Кравченко. Театр будет привязан не только к малой сцене, но и выступать на балконе театрального садика. В перспективе — выезды с постановками, то есть ему будет присуща определенная мобильность.

- Люди к искусству всегда тяготеют, а к театральному особенно, ведь это живое общение. А как выехать в область, к примеру, с такой постановкой, как «Лесная песня»? Да просто невозможно, учитывая сегодняшние экономические реалии. Одного бензина на перевозку уйдет запредельное количество. Поэтому, думаю, у подобного экспериментального театра большое будущее — сложили костюмы в два чемодана, сели в маршрутку, показали что-то, выразили себя, пообщались, добились какого-то успеха и можно считать, что усилия не пропали даром. А уж если зритель останется доволен...

Один знакомый Сергею Чверкалюку как-то сказал: «Ты целенаправленно, обходными дворами, всю жизнь шел к театру». Фрезеровщик и художник-оформитель по образованию, Сергей Владимирович успел себя попробовать не на одном поприще. С большим удовольствием вспоминает свой немаленький опыт работы в качестве телевизионного режиссера. В свое время сумел реализовать такой невиданный для непростых девяностых проект, как телевизионный кукольный сериал на «Норме». Объем работы колоссальный, выступал в качестве сценариста, режиссера программы, режиссера сериала, художника и актера. За время работы в эфир вышло 960 минут сериала. И ему, признается Сергей Владимирович, до сих пор, учитывая потрясающий прогресс в развитии телевидения в целом и компьютерных технологий в частности, не стыдно за проделанную работу.

- Мне, наверное, вообще сродни вот такое стремление как можно больше делать самому, — анализирует свою в хорошем смысле этого слова «многостаночность» Чверкалюк. — Я, который довольно невысокого мнения о своих литературных талантах, даже за написание произведений брался, по большому счету, по необходимости, дабы не пытаться объяснять другим, что чувствуешь и что пытаешься выразить. Никому не доверю музыкальное оформление, долгое время делал в театре афиши. Вместе с тем с превеликим удовольствием привлекаю к работе художников по костюмам, сценографов. У них совершенно другой взгляд на вещи. Но спорю, сражаюсь в словесных дуэлях до хрипоты и считаю, что даже довольно жесткое противоборство рождает что-то важное, необходимое. Если честно, то как правило я выхожу победителем, но надеюсь, что встречу такого любителя спора, с кем придется повоевать, — с улыбкой говорит режиссер.

С не меньшей теплотой вспоминает Сергей Чверкалюк и время работы в театре кукол. Этого короткого периода хватило, чтобы навсегда влюбиться в кукол, понять и принять душой этот вид искусства.

В театральной среде есть две старые поговорки, звучащие в определенном диссонансе: «Хороший актер театра кукол обязательно станет хорошим актером драмы» и «Необязательно, что хороший актер станет хорошим режиссером». Своей творческой жизнью Сергей Чверкалюк их успешно трансформировал, попутно слив воедино. И теперь можно смело говорить, что хороший актер театра кукол стал еще лучшим режиссером.

Автор: Петр ИЛЬИН


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту