ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Маршруты движения к новой театральной афише
28.05.2011 / Газета: Рідне Прибужжя / № 57(3091) / Тираж: 6008

Разные пьесы составляют репертуар Николаевского академического художественного русского драматического театра. Разные темы избраны для раскрытия на сцене. Разные формы. Разные жанры. И всегда мы стараемся не повториться, найти что-то новое, чтобы заинтересовать городскую общественность, призвать к диалогу, озадачить, заинтриговать.

Однако есть в нашем репертуаре и то постоянное, что с каждым годом всё больше перерастает в традицию. Это — создание спектакля, посвящённого страшным событиям 1941-1945 гг., Великой Отечественной войне, и проведение масштабной акции по прокату с 28 марта (День освобождения города от фашистских захватчиков) по 9 мая (День Победы). Первые зрители, конечно, ветераны. О них и для них мы готовим такие постановки. Из уважения и благодарности к живым героям и к тем, кто трагически погиб, сражаясь за нашу свободу, мир и счастье.

Премьерой этого сезона стал спектакль «Потому что мы пилоты!». Музыкальный парафраз по мотивам известных советских фильмов о Великой Отечественной войне — так мудрёно, но, при этом абсолютно точно режиссёр-постановщик, заслуженный артист Украины Сергей Чверкалюк определил жанр своего творения. За основу взял «Беспокойное хозяйство» («Мосфильм», 1946 г.), добавил эпизоды из «Небесного тихохода» («Ленфильм», 1945 г.), «В бой идут одни старики» (к/ст. им. Довженко, 1973 г.). На сцене — весь цвет мужского состава труппы театра: Василий Остафийчук, заслуженный артист Украины, Евгений Олейник, Анатолий Соколов, Вячеслав Украинский, Руслан Коваль, Алексей Межевикин, Евгений Паньков, Алексей Кубин, Максим Шипин, Иван Дедюхин. Музыкальное оформление спектакля — работа Натальи Волковой. Для постановки танцевальных номеров пригласили В. Пака, заслуженного работника культуры Украины. Сценическое оформление придумал и воплотил на площадке Валерий Дикштейн, заслуженный работник культуры Украины. Хочется подчеркнуть тот факт, что практически каждый год мы представляли литературно-музыкальные композиции. В этот раз зритель увидел настоящий спектакль, с хорошо продуманной сюжетной линией, с точно выстроенными отношениями между персонажами на сцене. Доброе, в меру драматичное и в меру весёлое повествование о том, как тогда «жили, как любили, как воевали...», впечатляет неподдельной человечностью мысли, тонкой искренностью эмоций, подкупающей простотой в решении образов. Не скроем, есть разные мнения о верности нашего подхода к такой серьёзной теме. И мы всегда открыты для дискуссий! Истина, говорят, рождается в споре.

Непростым был период активного проката спектакля «Потому что мы пилоты!». Давали по 2-3 представления в день, обслужили 11860 человек, в основном — учеников школ и студентов ведущих вузов города: Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова, Николаевского государственного аграрного университета, Черноморского государственного университета им. П. Могилы, Николаевского государственного университета им. В.А. Сухомлинского. Но не следует думать, что после такой творческой атаки театр затих, войдя в привычную колею рабочих будней. До закрытия сезона осталось совсем немного времени, и мы готовимся к премьере спектакля по пьесе «Примадонны» Кена Людвига. Эта премьера уникальна сразу по двум причинам. Во-первых, это экспериментальная работа: артист театра Евгений Олейник выступил инициатором и, соответственно, режиссёром постановки. В плане оказания шефской помощи начинающему режиссеру руководить репетиционным процессом назначили Василия Остафийчука, заслуженного артиста Украины, участника спектакля. Во-вторых, проект интересен непосредственно драматургическим материалом, в котором удачно переплетены мотивы известнейшего кинофильма «В джазе только девушки» и... «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. Дивный коктейль? Конечно же вы заинтригованы, дорогой наш читатель. Чтобы не мучить вас неведеньем до самой премьеры, в двух словах представим сюжет.

Итак, что нужно молодым, красивым, талантливым артистам, чтобы покорить весь мир? Всего-навсего, немного везенья. Но, увы, не принимает провинциальная публика высокого искусства — их спектакль проваливается снова и снова, не принося ни славы, ни денег. И тут судьба подбрасывает неудачникам шанс и наиграться вволю, и разбогатеть: Лео и Джек узнают, что престарелая миллионерша разыскивает потерявшихся в детстве племянниц, дабы завещать им свои миллионы, и тут же принимают блестящее решение. Платье, туфли, колготки... И вот уже две сногсшибательные красотки направляются по указанному адресу, чтобы устроить небывалое представление, а заодно и настоящий кавардак в одном добропорядочном семействе.

Ну как? Полагаю, читатель, вы заинтригованы ещё больше. Что ж, ждём вас в театре 22 и 23 июня — премьеры спектакля «Примадонны» ознаменуют закрытие театрального сезона. Не станем скрывать, что на сегодня кроме почти стопроцентной готовности спектакля существует и досадный нюанс — за полтора месяца до премьеры исполнитель главной роли сломал руку. Не называя имён, скажем, что из любви, уважения и доверия к пострадавшему коллеге замена не готовится — ждём скорейшего возвращения артиста в наши дружные ряды.

По степени готовности «Примадонны» догоняют спектакль по пьесе Александра Фредро «Дамы и гусары». Во главе постановочной группы — наш новый коллега, очередной режиссёр театра Анатолий Москаленко. Художник-сценограф — Надежда Темерова. Художник по костюмам — Елена Видяпина. Музыку написал киевский композитор Михаил Олейник. Актёрскую группу составляют артисты, являющиеся силой и гордостью нашего коллектива: Сталина Лагошняк, Василий Остафийчук, Светлана Слобожанинова, Альберт Вербец, Ирина Бенчивенга (все, как известно, заслуженные артисты Украины), Анатолий Соколов, Галина Губова, молодые Евгений Олейник, Руслан Коваль, Марина Белова, Юля Кубина, Максим Шипин, Евгений Паньков. Кстати, пьеса «Дамы и гусары» шла на сцене нашего театра в конце 60-х. Но это совсем не значит, что темы, заложенные в ней автором, неактуальны сегодня. Разве мужчины перестали стремиться к покою и независимости от женщин с их «тряпками», «кошками, моськами, птичками», «хрупким здоровьем», «потрёпанными нервами» и неугомонным «дамским чириканьем»? И разве в итоге они отказываются жениться, несмотря на немолодой возраст? Несмотря на разницу в годах, когда невесте только 18, а жениху... 56? Впрочем, не станем раскрывать тайны сюжета. Скажем только, что happy end ждёт всех героев без исключения. Конечно, не терпится сыграть премьеру в ближайшее время, но, придерживаясь театрального этикета, пропустим вперёд обещанные «Примадонны» и, переждав лето, откроем замечательной комедией польского драматурга (точнее, почти украинского драматурга) следующий театральный сезон.

Говоря уже о планах на осень, следует отметить и тот факт, что приказом от 12 мая театр начал подготовку к работе над мюзиклом для детей. Сказка известнейшего драматурга В. Зимина называется «Ох уж этот царь Горох». Музыкальное оформление к ней написал российский композитор А. Дериев. Пьесу в режиссёрском портфеле привёз Анатолий Москаленко, он же, соответственно, и взялся за постановку. Материал для работы абсолютно благодатный: добрый, задорный, с хорошим юмором. Есть в нём и волшебные превращения, и разного рода чудеса, и розыгрыши, и забавные потасовки. И добро и зло меряются силами, и добро побеждает... Одним словом, есть над чем пофантазировать постановочной группе, есть в чём разыграться артистам, и, вне всякого сомнения, будет чем порадовать маленького зрителя.

Современная русская и украинская драматургия — ещё одно репертуарное направление, в котором активно двигается наш театр. Из тысяч самых разных по жанру, стилю и эстетике пьес найти то, что взволнует умы и чувства николаевского зрителя, — задача очень непростая. В поиске драматургических открытий мы объединили свои усилия с московским режиссёром Александром Солоповым. В начале апреля, в первый приезд Александра Владимировича к нам, всем коллективом читали пьесу М. Угарова «Смерть Ильи Ильича» (по мотивам романа И. Гончарова «Обломов»). «Театр с листа» — таково название метода работы, предложенного режиссёром. 21 и 22 мая читали «Пленных духов» братьев Пресняковых. Кстати, постановку именно этой пьесы Александр Солопов предпочёл бы осуществить в ближайшее время. На вопрос почему именно «Пленные духи», мы получили такой ответ: «На сегодня это лучшее, что существует в современной драматургии. Пьеса является мостом из Серебряного века в современность. Самые красивые города мира — Венеция, Санкт-Петербург, Гамбург, Дрезден и др. — имеют большое количество мостов. Мосты являются признаком и культуры, и красоты... Так же я очень верю в культурный мост Москва — Николаев. Он обеспечит вашему городу ещё более яркую, разнообразную, интенсивную театральную жизнь». Мы, в свою очередь, так же верим в этот мост и в те положительные творческие результаты, которых достигнем, сотрудничая с прогрессивно мыслящими представителями московской режиссуры. Между тем, уже определено название пьесы, подготовленной Александром Владимировичем для читки в следующий раз. Это «Орнитология» А. Строганова.

Вот такие сложились у нашего коллектива маршруты движения к Новой театральной афише. Такие творческие перспективы мы наметили себе и надеемся на ваше благосклонное одобрение. Ведь, как бы то ни было, а всё, что мы делаем, — делаем для вас, дорогой наш зритель. Все наши новые спектакли — для вас. Весь наш талант без остатка — для вас. И театр наш — красивый, уютный, гостеприимный — для вас. Так давайте же чаще проводить вечера вместе! И не только вечера!..

Автор: Марина ВАСИЛЬЕВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту