НИКОЛАЕВ, 19 МАРТА 2011 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ – Участники «круглого стола» в РТПП пришли к выводу, что нерешенные старые проблемы могут привести к тому, что попытка увеличить доходы за счет повышения нормативно-денежной оценки земель Николаева приведет к уменьшению поступлений в городской бюджет, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Об этом сегодня, 19 марта, агентству сообщили в пресс-службе Регионального отделения Торгово-промышленной палаты Николаевской области.
В работе круглого стола «Плата за землю: изменения и их последствия» приняли участие депутаты Николаевского городского совета, представители областной налоговой администрации, городских управлений земельных ресурсов Госкомзема и Николаевского городского совета, предприниматели из областного профсоюза малого и среднего бизнеса, независимые эксперты.
Плата за землю является вторым по объему поступлений собственных источников дохода городского бюджета. В 2011-м году в силу вступил ряд изменений в размере и порядке земельных платежей. Но круглый стол в Николаевской торгово-промышленной палате показал, что в городе пока не решен ряд проблем с платой за землю.
Президент РТПП Николаевской области Сергей Власенко, открывая заседание, напомнил, что 27 января 2011 г. городской совет утвердил новую нормативно-денежную оценку земель Николаева, разработанную киевским НИИ «Діпромісто». Базовая оценка составляет 229 грн. за кв. м и превышает ранее действующую в 1,7 раза. Поскольку нормативно-денежная оценка лежит в основе расчета земельного налога и арендной палаты за землю, соответственно возрастают и расходы предпринимателей. При этом большинство земельных участков возрастают в цене значительно выше, поскольку их оценку определяют коэффициенты 90 экономико-планировочных зон, а также локальные и отраслевые коэффициенты.
Александр Бернацкий, глава постоянной депутатской планово-бюджетной комиссии и, одновременно, заместитель председателя областной налоговой администрации, отметил, что в бюджете этого года запланировано получение 116 млн. 200 тыс. грн. платы за землю: 87 млн. от арендной платы и 29 млн. 200 тыс. – от земельного налога. Рост по сравнению с прошлым годом (77,5 млн. грн.), объясняется тем, что Госбюджет все 100% доходов от земли оставил в распоряжении города. Предполагаемое увеличение доходов от земли очень важно для программ бюджета развития.
Виктория Камозина, начальник отдела землеустройства, напомнила, что действовавшая ранее оценка безнадежно устарела с 2000-го года, да и закон требует ее пересмотра каждые 5 лет.
Иная точка зрения у предпринимателей. Представитель областного профсоюза работников малого и среднего бизнеса Алла Дзицюк считает, что усиление фискальной нагрузки будет чрезмерным для предпринимателей в условиях нового Налогового Кодекса и затягивающегося выхода из кризиса. Предпринимательница Татьяна Панюта отметила, что за землю под своим продуктовым павильоном и вокруг него на ул. Электронной она теперь будет платить 20 тыс. грн. вместо 9. К тому же, фактически она лишена возможности отказаться от ненужной ей части прилегающей территории.
Депутаты городского совета Александр Баштовой и Александр Омельчук рассказали, что большая часть так называемых отраслевых коэффициентов для расчета арендной платы за землю, действующих в Николаеве, и сегодня установлена на минимальном уровне из возможных. Сегодня в горсовете идет подготовка решения о снижении этих коэффициентов еще для ряда видов предпринимательской деятельности.
Тем не менее, предприниматели считают, что принятие новой нормативно-денежной оценки нарушает принцип стабильности Налогового Кодекса: изменения в налоги и сборы должны приниматься до начала бюджетного года. И, хотя юристы городского совета дали заключение о том, что нарушения закона тут нет, остается возможность обжалования повышения платы за землю в суде. Поддерживает их позицию депутат Александр Жолобецкий, уверенный, что повышение платы за землю сегодня не принесет положительного эффекта для бюджета.
Свои замечания у экспертов земельного рынка. Так, бывший начальник земельного управления Анатолий Олейник убежден, что искать дополнительных доходов от земли следовало за счет инвентаризации земельных участков и работы с неплательщиками. А глава областного Союза оценщиков земли Олег Абрамов видит ошибки как в тексте нормативно-денежной оценки, так и процедуре его принятия без должного общественного обсуждения. Более того, существование оценки в единственном экземпляре в земельном управлении с грифом «для служебного пользования», не только не дало возможности экспертам изучить документ, но является серьезной угрозой для выполнения этого решения.
Дело в том, что основанием для перерасчета земельного налога и аренды земли должна быть официальная выписка из нормативно денежной оценки, утвержденная городским управлением Госкомзема. Но ни Госкомзем, ни экспертные организации города этой программы до сих пор не получили. Между двумя земельными органами, государственным и муниципальным, трения существуют уже долгое время. Созданная программа способна ликвидировать долгие ожидания выписок из нормативно-денежной оценки, но чиновники не могут решить, кто должен ее затребовать у разработчиков. С 1 июня новые расчеты потребуются не только 4,5 тыс. арендаторов городской земли, но и всем другим землепользователям, с учетом владельцев частных усадеб, их число составит десятки тысяч.
Также ряд коллизий возникает из-за того, что устаревший Порядок отведения земельных участков в Николаеве противоречит новому Налоговому Кодексу и другим законам. В результате застарелых проблем в сфере управления городской землей, бюджет Николаева может недосчитаться ожидаемых поступлений, а предприниматели в очередной раз будут поставлены перед выбором «штрафы или взятки», — отметил С. Власенко.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |