НИКОЛАЕВ, 16 ИЮНЯ 2006 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ – В Черновцах прошло совместное заседание Николаевского и Черновецкого пресс-клубов реформ. На нем журналисты изучали опыт разгосударствления печатных СМИ на примере газеты «Молодий Буковинець», передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
По словам главного редактора газеты «Молодий Буковинець» Богдана Загайского, на данный момент их издание является самым читаемым периодическим изданием в городе. В частности, тираж четвергового номера составляет 52 тыс. экземпляров, вторничного и субботнего – по 10 тыс. В штате 50 сотрудников, из которых 10 – журналисты. Вопросами рекламы занимаются 4 постоянных сотрудника и около 10 рекламных агентов.
В свое время руководство газеты создало свою сеть ларьков по продаже периодических изданий, и сейчас «Молодий Буковинець» является вторым после городского отделения «Укрпочты» оператором по продаже печатных СМИ в Черновцах: газеты и журналы продаются в 17 киосках по всему городу. Кроме этого, газета имеет свою собственную типографию. Как рассказал Б. Загайский, ее открытие оказалось наиболее тяжелым, но и в то же время наиболее эффективным шагом к дальнейшему развитию газеты.
Главный редактор издания рассказал, что в свое время «Молодий Буковинець» являлся изданием райкома комсомола. «В 1988 году мы начали информационную войну со старым режимом. Райком комсомола, поняв, что не сможет на нас повлиять, учредил другое, послушное себе издание, которое в итоге не прижилось. А мы стали независимыми», – рассказывает Б. Загайский.
По его словам, фактически до 1999 года газета оставалась политическим органом борьбы со старым режимом. Это позволило изданию приобрести своих читателей и повысить рейтинг. «Позже мы пришли к выводу, что газета может быть не только органом борьбы, но и средством ведения бизнеса. Чтобы не потерять рейтинг, мы провели опрос среди читателей на предмет, какие темы их интересуют. И как оказалось, читателей и журналистов интересуют совсем разные темы. Поэтому мы отошли от политики и начали печатать на своих страницах житейские истории, которые более интересны читателю», – рассказывает главред. По его мнению, это и помогло газете не только выжить, но и успешно развиваться. «Местная газета должна быть членом семьи. Ее жаль вынести из дома, даже если она уже старая», – считает Б. Загайский.
Что касается вопроса вообще разгосударствления печатных СМИ, то, по мнению главреда, это не панацея от всех проблем, которые есть как в государстве, так и собственно в коллективах этих СМИ. Но, тем не менее, этот процесс он назвал неизбежным. «Если мы хотим называться демократическим государством, то институт прессы должен быть независимым. А органы госвласти и местная власть должны выдавать бюллетени для того, чтобы знакомить общественность со своими решениями. Как проводить разгосударствление – это проблема собственников, пусть они и решают», – отметил Б. Загайский. Тем не менее, по его словам, нет никакой гарантии, что после разгосударствления газету оставят в покое. «В демократическом обществе пресса является 4-й властью и за это нужно платить и понимать, что в покое никто не оставит, и что все будут пытаться на нее влиять – кто кнутом, кто пряником. То есть к этому необходимо быть готовыми», – считает главред.
В то же время мэр Чернигова Николай Федорончук считает, что независимость печатных СМИ понятие достаточно относительное – ведь по большому счету собственник издания имеет влияние на редакционную политику и может диктовать свои условия. Тем не менее, по словам мэра, городские власти сотрудничают со СМИ на договорных основаниях. Так же на одной из сессий горсовета было принято решение о том, что коллективы изданий будут оплачивать только 50% от стоимости арендованных ими помещений.
По словам начальника управления информационной политики и прессы Черновецкой облгосадминистрации Иван Вергуна, на данный момент облгосадминистрация и облсовет не имеют собственных печатных СМИ. Уже второй год областная власть работает с газетами на договорных основаниях. Таковых заключено 9. «Сейчас есть проблема разгосударствления районных газет. И если за ними оставят помещения, которые они занимают и оргтехнику, они будут самодостаточными и конкурентоспособными по отношению к другим периодическим изданиям», – считает И. Вергун.
На данный момент из 196 печатных СМИ, действующих в Черновецкой области, 81 находится в коллективной собственности, треть – частные, и 1% – государственные (районные и газета румынской нацменшины).
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |