НИКОЛАЕВ, 16 ИЮЛЯ 2010 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ – Старший специалист по социальной защите представительства Мирового банка в Украине Екатерина Петрина считает, что украинские программы адресной социальной помощи малоэффективны, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое мнение вчера, 15 июля, в ходе заседания пресс-клуба в Николаеве на тему: «Адресность социальной помощи в Украине и пути ее повышения» выразила Е. Петрина.
По ее словам, Украина тратит 21% ВВП на социальную помощь, и, по идее, при таких тратах в нашей стране не должно быть бедных людей. Однако это не так, а все потому, что в Украине низкий уровень адресности программ социальной помощи.
Мировой банк провел исследование «Повышение уровня адресности программ социальной помощи в Украине» и пришел к выводам: программы социальной помощи малоэффективны. 34% бюджета всех трат на соцпомощь получают 20% самых бедных граждан, однако «золотой стандарт», по словам Е. Патрины, — чтобы 60% всех трат на соцпомощь получали самые бедные граждане.
Как свидетельствует анализ Мирового банка, только в Грузии и Сербии был достигнут «золотой стандарт», немного до него не дотянула Румыния, но эти страны достигли таких результатов благодаря значительным реформам в системе предоставления соцпомощи.
Президент Украины подтвердил свое стремление проводить такие реформы, но, как заметила Е. Патрина, между словами и делом есть большая разница.
Представитель Всемирного банка считает, что льготы для милиционеров, судей, госслужащих и другие профессиональные льготы нужно отменить.
«Как показывают исследования Всемирного банка, программа льгот – самая низкоадресная программа социальной помощи. То есть льготы получают те, кто в них не нуждается. Безусловно, никто не говорит, что нужно отменить льготы ветеранам ВОВ, афганцам и чернобыльцам. Но льготы для милиционеров, депутатов, судей и другие профессиональные льготы нужно отменить вообще», — считает Е. Петрина.
Е. Патрина считает, что льготы гражданам, которые имеют заслуги перед Родиной (ветераны ВОВ, афганцы, чернобыльцы), должны остаться, но стать более справедливыми. Специалист Мирового банка привела пример. Есть два ветерана ВОВ, с одинаковым количеством наград, с одинаковым воинским званием и т.д., но один из них живет в хорошей квартире в Киеве, а другой – в сельской местности. Обоим полагаются 50-процентные льготы по оплате ЖКУ. Ветеран, который живет в Киеве в хорошей квартире, получит в денежном выражении большую льготу, чем ветеран, живущий в сельской местности. А коль они равны, то и льготы у них должны быть равными.
Если же говорить о профессиональных льготах – государственным служащим, военнослужащим, милиционерам, судьям, прокурорским работникам и народным депутатам, то эти льготы надо отменить полностью, потому что получающие их люди не являются малообеспеченными. А уж если так случится, что они вдруг станут бедняками, то пусть получают помощь от государства на общих основаниях.
«Возможно, среди наших политиков кто-то заинтересуется определенной частью этой реформы и начнет ее продвигать. Это было в других странах, почему этого не может быть в нашей стране? Я оптимистически смотрю на это. В той же Бразилии аналогичная программа малообеспеченным семьям с детьми была использована кандидатом в президенты, и он пришел к власти. Почему такого же варианта у нас не может быть? У нас тоже будет – когда политические интересы совпадут с государственными интересами, — сказала Е. Патрина.
Также представитель Всемирного банка отметила: «Украинцам нужно сломать стереотип, что все пенсионеры – бедные, угрозу попасть в число наименее обеспеченных граждан имеют как раз семьи с детьми, а не пенсионеры».
Е. Патрина считает, что система соцпомощи станет еще более эффективной, если правительство на законодательном уровне учтет тот факт, что семьи даже с одним ребенком могут быть более бедными, чем семья, состоящая из пенсионеров.
В то же время, у системы помощи на детей, по мнению Мирового банка, средний уровень адресности, хотя некоторые виды помощи – высоко адресные (помощь одиноким матерям, опекаемым детям). Но и тут нужны реформы – необходимо постепенно вводить критерий оценки дохода во все виды помощи на детей, не уменьшая общий объем финансирования, а перераспределяя его в пользу малообеспеченных.
Наиболее высокоадресной Мировой банк называет программу социальной помощи малообеспеченным семьям, потому что 86% бюджета программы получают 20% самых бедных. Однако к недостаткам этой программы можно отнести ее низкое покрытие: только 2% населения Украины получает помощь как малообеспеченные. Поэтому рекомендация Мирового банка – расширить данную программу.
Худшая оценка у программы субсидий на жилищно-коммунальные услуги и топливо – у этой программы не только малое покрытие, но и низкая адресность. Мало того, что в 2007 — 2008 гг. только 2% населения Украины получило субсидии на ЖКУ, — большинство получателей субсидии не являются бедными. Но это можно изменить, считает Е. Патрина. Во-первых, правительство должно четко определиться с критерием отбора дохода для получения субсидии. А во-вторых, активнее должны работать социальные инспекторы, которые будут выявлять непрямые доходы граждан, претендующих на субсидию, или привлекать недобросовестных получателей субсидии к материальной ответственности – возвращать данные государством средства.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |