• На судостроительном заводе имени 61 коммунара сменился генеральный директор
• В Николаеве вновь реанимировали планы строительства подземного торгово-развлекательного комплекса под улицей Советской
На судостроительном заводе имени 61 коммунара сменился генеральный директор
6 декабря Министерство промышленной политики подписало приказ об увольнении директора государственного предприятия «Судостроительный завод им.61 коммунара» Валерия Агафонова. Вместо него руководителем предприятия назначен Игорь Козырев, в прошлом директор Черноморского машиностроительного завода, входящего в состав холдингововй компании «Черноморский судостроительный завод».
Официальная причина увольнения вызвана тем, что на этом судостроительном предприятии – старейшем в Николаеве – ухудшились финансово-экономические показатели, снизились объемы производства, уменьшились платежи в бюджет, выросла до 6 млн. грн. задолженность по зарплате. В то же время теперь уже бывший руководитель предприятия связывает эти проблемы с политикой государства в отношении судостроения вообще и завода им. 61 коммунара в частности. Прежде всего, отмена режима функционирования специальной экономической зоны «Николаев» привела к росту расходов предприятия и затруднению внешнеэкономической деятельности. Также завод не может без помощи государства решить проблему достройки последнего греческого заказа – рефрижераторного судна, корпус которого уже много лет занимает главный заводской стапель. На текущий год под эти цели в государственном бюджете было заложено свыше 43 млн. грн., но этих денег предприятие так и не получило. По-прежнему не решена дальнейшая судьба ракетного крейсера «Украина», 16 лет находящегося у достроечной набережной завода в высокой степени готовности. Соответственно, нарастает долг государства перед верфью за содержание боевого корабля.
По мнению В. Агафонова, если бы государство рассчиталось с коммунаровцами по своим долгам, завод сработал бы не хуже прошлогоднего, тем более что в течение 2003 – 2005 г. г. объемы производства на предприятии выросли сразу в несколько раз. Поскольку заводчане не получили эти деньги, они начали искать другие заказы, но было упущено время. Сейчас на заводе строятся норвежские заказы, ремонтируется флагман ВМС Украины фрегат «Гетман Сагайдачный», взяты работы в «Лазаревском адмиралтействе» (Севастополь).
Общеизвестны напряженные отношения между В. Агафоновым и главой Николаевской облгосадминистрации Александром Садыковым. Еще с год назад он начал различными путями добиваться смещения с должности генерального директора завода, мотивируя свои действия управленческой беспомощностью менеджмента предприятия. Впрочем, насколько известно, тогда губернатор хотел, чтобы директором завода стал его заместитель Сергей Исаков, собиравшийся участвовать в выборах Николаевского городского головы. Однако теперь выборы позади и необходимость в «приличной» стартовой площадке (в Николаеве до сих пор силен прежний пиетет перед директорами судостроительных предприятий, ведь раньше они распоряжались огромными ресурсами, весомо влияли на судьбу города и подчинялись московским ведомствам, ан не местным властям и партийным органам) для него вроде бы отпала.
Еще одна проблема завода – иск греческого судовладельца А. Ласкаридиса, поданный в Международный арбитраж в связи с невыполнением вервью своих обязательств по контрактам, заключенным еще в девяностые годы. Тогда, напомним, завод заключил договоры на постройку серии рефрижераторов по фиксированной цене, однако в связи с инфляцией, ростом цен на металл и энергоносители, а также драконовской политикой валютного регулирования со стороны Национального банка, эта производственная деятельность оказалась для предприятия убыточной и была свернута, а впоследствии осуществлялась лишь за счет государственной поддержки.
План вывода завода из кризиса, который предложил В. Агафонов, сводился к заключению договора о совместной деятельности с малоизвестной киевской компанией «Велс», не имеющей прямого отношения к судостроению. Тем не менее, эта фирма была согласна инвестировать 50 млн. долларов в модернизацию верфи и строительство горизонтальных стапелей на правом берегу Ингула, что намеревались сделать еще в советское время, однако так и не смогли реализовать в связи с распадом СССР и прекращением финансирования.
Отставку В. Агафонова можно связать как раз с попыткой реализации инвестпроекта с компанией «Велс», которая, по некоторым данным, контролируется российским бизнесменом Вадимом Новинским, претендующим на приватизацию верфи. В тоже время министр промышленной политики Анатолий Головко близок к другому российскому бизнесмену – Константину Григоришину, из чего некоторые наблюдатели делают вывод, что и тот заинтересован в установлении контроля над николаевской верфью. Однако явный изъян такой версии состоит в том, что Верховная Рада Украины не внесла ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в список объектов, подлежащих приватизации и ломать копья вокруг предприятия, которое продолжает оставаться государственным, даже не акционировано, и к тому же, обременено целым рядом проблем, – бессмысленно. Если, конечно, оппоненты В. Агафонова не разработали какой-либо изощренной рейдерской схемы, нацеленной на установление контроля над верфью.
В Николаеве вновь реанимировали планы строительства подземного торгово-развлекательного комплекса под улицей Советской
Николаевские власти рассматривают проект строительства подземного торгового развлекательного центра под частью улицы Советской – на участке от ул. Спасской до большой Морской, а также под пятном Каштанового сквера. Предыдущий раз идея строительства аналогичного подземного сооружения под Советской на протяжении от Адмиральской до проспекта Ленина выдвигалась в 2001 году тогдашним заместителем городского головы Юрием Ковалевым, но была в штыки воспринята общественностью и частью депутатского корпуса. Теперь эту идею решили реанимировать, но в «усеченном» формате.
Итак, инвестором проекта двухуровневого центра площадью более 30 тыс. кв.м и стоимостью около 20 млн. евро готова стать израильская фирма «ENGEL International Development Group», построившая аналогичные объекты в Израиле, Чехии, Венгрии и других странах. Заказчик проекта провел маркетинговое исследование и пришел к выводу, что он будет прибыльным. Предусмотрено благоустройство прилегающей территории — мощение ул. Советской тротуарной плиткой, сеть подкупольных фонтанов, которые будут к тому же освещать подземные сооружения, большой открытый фонтан напротив памятника Святому Николаю (на этом месте обычно размещалась городская новогодняя елка). Вместо обычных ступенчатых спусков, под землю будут вести пологие пандусы, расположенные прямо посреди Советской.
Если строительство будет вестись т. н. «закрытым» способом, т. е. метростроевским, весь архитектурный ансамбль Каштанового сквера будет сохранен. Однако такое строительство обойдется заказчику слишком дорого. Если же заказчик склонится к открытому способу строительства – с помощью рытья котлованов, придется демонтировать памятник Святому Николаю, фонтан возле него и все зеленые насаждения. Именно это обстоятельство, а также пандусы, уродующий традиционный облик главной пешеходной улицы города вкупе со сложной геологией (здесь проходит сразу целая сеть катакомб, причем некоторые из них затоплены грунтовыми водами) служит поводом для возражений скептиков. К тому же проектом не предусмотрен паркинг, что, по мнению критиков, сужает возможности использования подземного сооружения и вызывает дополнительную нагрузку на прилегающую территорию. Даже если объект будет строится закрытым способом, Каштановый сквер – излюбленное место отдыха горожан – придется надолго закрыть для посетителей, что вызовет непонимание среди николаевцев. А то, что даже куда более скромные подземные сооружения в городе строятся долгими годами, горожане уже знают на примере подземного перехода перед центральным рынком. Поэтому данное инвестиционное предложение может вызвать серьезное противодействие со стороны значительной части горожан.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |