ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв
Николаев: НЕДЕЛЯ 05. 29.01 – 04.02.2007
10:51 / 03.02.2007

• Депутаты горсовета вступают в конфронтацию с крупным бизнесом
• Инвестиционный проект ГКП «Николаевводоканал» выносят на общественные слушания
• Ситуация с крейсером «Украина» окончательно зашла в тупик

Депутаты горсовета вступают в конфронтацию с крупным бизнесом

События последней недели показали, что депутаты Николаевского горсовета не боятся все активнее вступать в конфронтацию с крупными предприятиями, которые были созданы в регионе в последние десять – пятнадцать лет. Возможно, таким образом они стараются продемонстрировать, что ради защиты интересов избирателей готовы конфликтовать с кем угодно. Тем не менее, речь идет о предприятиях, которые хорошо известны горожанам, дают николаевцам многие сотни рабочих мест и вносят свой ощутимый вклад в формирование городского и регионального бюджетов.

Прежде всего, депутатская комиссия горсовета по экологии и ресурсосбережению во главе с депутатом от Партии Зеленых Украины Сергеем Литваком поставила перед коллегами по депутатскому корпусу вопрос о закрытии маслопрессового завода «Экотранс». Ранее предприятие входило в состав компании «Агроэкспорт» и было известно как масло экстракционный завод «Экстрол». Однако в прошлом году после банкротства данной компании и распродажи его имущества, маслозавод, ежедневно перерабатывающий около 450 тонн семян подсолнечника, был выкуплен «Зерноторговой компанией», которая создала здесь новое юридическое лицо – «Экотранс».

Жители окрестных микрорайонов давно высказывали претензии в адрес завода в связи с загрязнением окружающей среды. Завод, построенный несколько лет назад и пущенный в строй в декабре 2003 года, поначалу работал на природном газе. Вскоре для удешевления производства его собственники решили перевести местную котельную на лузгу, остающуюся после переработки подсолнечника. Теплоноситель необходим не только для обогрева предприятия, но также используется и в производственном процессе. Однако переход на лузгу привел к резкому увеличению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, прежде всего, угарного газа и золы, концентрация которых в пробах на территории предприятия превышает норму в 10 и более раз. Также жители Лесков и Намыва жалуются на невыносимый запах пережаренного подсолнечника, который не могут переносить некоторые астматики.

Несмотря на то, что за предыдущий год предприятие провело наладку оборудования, вложила около 700 тыс. грн. в природоохранные мероприятия и добилось уменьшения выбросов вредных веществ на 76%, депутаты городского совета остались непреклонны и потребовали в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями органа местного самоуправления временно приостановить работу этого крупного маслозавода.

Второй конфликт связан с компанией «Сандора» – крупнейшим украинским производителем соков и нектаров. Вопрос поднимался на сессии городского совета. Оказывается, в свое время «Сандора» напрямую подключилась к канализационному коллектору микрорайона Кульбакино, но не выполнила взятых на себя обязательства по ремонту и восстановлению канализации, не построила собственный коллектор. По утверждению депутатов, стоки мощного завода привели к техногенной катастрофе – подтоплению домов в Кульбакино. ГКП «Николаевгорводаканал» предъявил заводу решительное требование о создании собственного коллектора, однако «Сандора» «передоверила» накопившиеся проблемы муниципальным службам Николаева.

В свою очередь, заместитель генерального директора «Сандоры» Валерий Жуков сообщил, что предприятие ежегодно платит более 1 млн. грн. за водоотвод, что подразумевает предоставление нормальных услуг муниципальными службами. Кроме того, компанией был построен и сдан в эксплуатацию напорный канализационный коллектор Николаевское – Кульбакино. В процессе эксплуатации оказалось, что сеть самотечной канализации, в которую производился сброс стоков завода, засорена. «Сандора» за собственные средства проложила новый канализационный самотечный коллектор, обеспечила трубами ГКП «Николаевводоканал». Тем не менее, депутаты горсовета решили провести тщательное разбирательство инцидента и предъявить претензии к компании в судебном порядке.

Инвестиционный проект ГКП «Николаевводоканал» выносят на общественные слушания

Городские власти Николаева объявили о проведении 16 февраля общественных слушаний – конференции по рассмотрению инвестиционного проекта развития ГКП «Николаевводоканал». Это уже не первый инвестиционный проект, рассматривающийся предприятием. Учитывая, что городское водоканализационное хозяйство находится в плачевном состоянии и денег на его реконструкцию катастрофически не хватает. Власти предлагали разные выходы из ситуации вплоть до передачи предприятия в аренду. Однако ни один из вариантов не получил одобрения общественности, да и самого коллектива горводоканала.

В этот раз ГКП «Николаевводоканал» совместно с Николаевским горсоветом, Министерством окружающей среды Украины, Дунайско-Черноморской Целевой Группой Европейской комиссии (DABLAS), принял участие в разработке инвестиционного проекта по развитию городской системы водоснабжения и водоотведения. Проект разработан в соответствии с «Государственной программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины на 2004 – 2010 г. г.», состоит из краткосрочной и долгосрочной программ.

Краткосрочный инвестпроект развития рассчитан на 8 лет. По уверениям разработчиков, его реализация приведет к улучшению технического состояния систем водоснабжения и водоотведения, повышению качества очистки сточных вод, уменьшению себестоимости услуг. Реализация долгосрочного инвестиционного проекта развития, рассчитанного на 20 – 25 лет, предусматривает строительство новых очистных сооружений самотечной канализации, что приведет к отказу от использования десятков канализационно-насосных станций. Проект может быть профинансирован Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Однако детали финансирования инвестиционного проекта пока неизвестны.

Руководство горводоканала утверждает, что Николаев впервые за многие годы имеет уникальную возможность первым среди других украинских городов получить средства со стороны ЕИБ на улучшение городской системы водоснабжения и водоотведения с целью их приведения к национальным стандартам и нормам качества.

Ситуация с крейсером «Украина» окончательно зашла в тупик

Министерство обороны продолжает настаивать на продаже ракетного крейсера «Украина». Об этом на брифинге в Киеве заявил заместитель министра обороны Украины Владимир Терещенко. Он отметил, что украинские ВМС не смогут полноценно использовать ракетный крейсер, предназначенный для борьбы с авианосными соединениями противника на океанских просторах. Военно-Морские Силы Украины не имеют, и не будут иметь задач для корабля такого класса. Поэтому Минобороны видит самым целесообразным решением продажу корабля третьей стране. Поиском покупателя занимается государственная компания «Укрспецэкспорт».

Несмотря на высокую степень готовности крейсера – 96%, Украине так и не удалось продать его потенциальным покупателям – России, Индии или Китаю, даже, несмотря на фантастически выгодные условия, которые им предлагались. Так, один из вариантов предусматривал передачу крейсера Российской Федерации по цене достройки при условии, что она будет производиться на украинских верфях.

Продажа крейсера осложняется тем, что на корабле нет некоторых систем вооружения, а те, которые смонтированы, морально устарели, поскольку корабль был заложен на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара более двух десятков лет назад и до сих пор остается на приколе у достроечной набережной предприятия. За прошедшие годы на крейсере дважды формировался экипаж из состава ВМС ВС Украины и дважды расформировывался.

В 2005 г. Кабмин поручил государственной компании «Укрспецэкспорт» вместе с Министерством иностранных дел и Минпромполитики провести маркетинговое исследование с целью определения потенциальных покупателей ракетного крейсера «Украина» и внести Министерству обороны предложения по его реализации. Годом позднее министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил о возможной утилизации крейсера, если он не будет продан. Однако расчеты заводских специалистов показали, что утилизация будет самым невыгодным вариантом, поскольку разборка и порезка крейсера обойдется примерно вдвое дороже стоимости сданного металлолома.

Итак, наше государство достроить и содержать «Украину» не может, потенциальным покупателям она, похоже, не нужна, а утилизация крейсера потребует дополнительных бюджетных затрат. Как однажды горько пошутил теперь уже бывший гендиректор ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» Валерий Агафонов, все идет к тому, что для нас наиболее приемлемым вариантом окажется отбуксировать «Украину» подальше в Черное море и затопить. Кстати, полвека назад похожим образом обошлись с корпусом недостроенного тяжелого крейсера, который сооружался на тогдашнем заводе им. Андре Марти (ныне – Черноморский судостроительный завод). Крейсер, который было решено не достраивать, спустили на воду, отбуксировали в район Тендровской косы и использовали в качестве мишени для учебных стрельб корабельной артиллерии Черноморского флота.

Автор: Станилав Козлов

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту