ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв
Николаев: НЕДЕЛЯ 27. 30.06 – 06.07.2008
09:26 / 05.07.2008

• Украина и Россия вновь ведут переговоры о покупке недостроенного ракетного крейсера «Украина»
• Юлия Тимошенко прибыла в Николаев, чтобы очаровать николаевский электорат. Мэр Николаева ее не встретил

Украина и Россия вновь ведут переговоры о покупке недостроенного ракетного крейсера «Украина»

Похоже, что правительства Украины и России вновь вернулись к вопросу о возможной продаже Министерству обороны Российской Федерации Министерство недостроенного ракетного крейсера «Украина». Этот корабль, спущенный на воду еще 18 лет назад, до сих пор находится в Николаеве, у достроечной набережной судостроительного заводе им. 61 коммунара. Заявление о межгосударственных переговорах по поводу реализации крейсера прозвучало из уст министра обороны Украины Юрия Еханурова в Севастополе во время празднования очередной годовщины ВМС Украины.

– Мы ведем переговоры с Минобороны России о покупке ракетного крейсера «Украина», – заявил Юрий Ехануров. – В частности, этот вопрос обсуждался три дня назад, во время визита украинской делегации в Москву. Мы ожидаем на решение России по этому вопросу».

Этот крейсер отличается долгой и печальной судьбой. Он был последним из четырех судов данного проекта, которые строились на заводе им. 61 коммунара. Он заложен в середине восьмидесятых годов и спущен на воду в 1990 г. и назывался тогда «Адмирал Лобов». Впоследствии он был передан в состав украинских ВМС и переименован в крейсер «Украина». На долгое время достройка корабля была заморожена. Лишь в 1999 г. перед президентскими выборами и явно из политических соображений тогдашний министр обороны В. Кузьмук заявил о том, что корабль будет достроен в ближайшее время и войдет в строй. На крейсере подняли флаг и сформировали команду, которой, впрочем, практически нечем было заняться.

К началу нынешнего века готовность крейсера оценивалась в 96%, а стоимость его достройки – в 150 млн. грн. в тогдашних ценах. Главная двигательная установка «Украины» была недоделана, в связи с чем он не имел возможности выйти в море на ходовые испытания. Многие задавались вопросом: зачем вообще Украине нужен «охотник за авианосцами» (таково основное назначение корабля), рассчитанный на дальнее плавание за пределами Черного моря и вооруженный баллистическими ракетами, способными нести ядерные боеголовки на 500 км, а в случае модернизации – на 1 тыс. км? А самое главное, бюджетного финансирования Минобороны крайне не хватало не только для достройки корабля, но даже для оплаты его содержания заводом им. 61 коммунара.

В 2001 г. тогдашний премьер Анатолий Кинах впервые предположил, что «Украину» придется утилизировать. Тогда же начались контакты с потенциальными покупателями – Индией и Китаем, но они оказались неудачными. При первом правительстве Виктора Януковича были проведены переговоры с Россией с целью продажи корабля. Причем, как вариант, корабль предлагали передать России по цене достройки, при условии, что проводиться она будет на вервях Украины. Однако неоднократные попытки продать крейсер России или третьей стороне оказались неудачными. На крейсере дважды формировался экипаж ВМС Украины и дважды расформировывался. Экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко в свое время сообщил, что Минобороны на содержание крейсера «Украина» тратит ежегодно около 5 млн. грн. «Он не будет введен в боевой состав ВМС, да еще и отвлекает ресурсы от выполнения других задач», – отметил экс-министр.

Теперь появилась слабая надежда, что корабль все же реализуют. Хотя бы по символической цене.

Юлия Тимошенко прибыла в Николаев, чтобы очаровать николаевский электорат. Мэр Николаева ее не встретил

На прошлой неделе после нескольких переносов, наконец, состоялся визит в Николаев премьера Юлии Тимошенко. Это ее первый приезд в Николаев в качестве главы нынешнего правительства. Он проходил в привычных аппаратных традициях: движение в городе было перекрыто милицией, прошло собрание хозяйственного актива (местные шутники по привычке называют его партхозактив), не было принято конкретных решений, касающихся Николаевской области. Однако несомненно, что визит носил преимущественно политический характер и укладывается в рамки подготовительных мероприятий к предстоящим президентским выборам, в которых Юлия Владимировна наверняка будет принимать участие.

Этот вывод можно сделать хотя бы из-за обилия обещаний. Которые она раздавала николаецам, и которые противоречили всей предшествующей политике Кабмина Тимошенко.

Если в сельхозпредприятии «Гурьевка» Новоодесского района прозвучало достаточно традиционное для нее обещание «разобраться с заговором закупщиков молока» у крестьян по низким ценам, то другие обещания были удивительными. Несмотря на жесткую монетарную политику ее правительства, Ю. Тимошенко неожиданно заявила о готовности списать 41 млн. грн. николаевским аграриям, которые они получили от государства в качестве беспроцентных кредитов для ликвидации последствий урагана и засухи прошлого лета. Вопреки воле своего министра финансов Виктора Пинзеныка премьер пообещала вернуть льготы корабелам, которыми они пользовались в период действия закона о господдержке судостроения (кредитование без двойного залога, контроль за ценами на металл, снижение ввозных пошлин на комплектующие).

Более того, она похвалила за хорошую работу председателя облсовета Татьяну Демченко (Партия регионов) и губернатора Алексея Гаркушу, которого еще совсем недавно угрожала снять с должности. В том числе и за инфляцию в регионе. И вот теперь она с удовлетворением констатировала, что в Николаевской области по итогам июня будет дефляция.

Премьер пообещала оставлять в областях 100% экологического и дорожного сборов, переподчинить облавтодоры местным властям. Незадолго до этого она дала обещание южноукраинским энергетикам продлить рабочий ресурс первого блока Южно-Украинской АЭС, подразумевая выделение денег на эти цели. Но самым «топовым» стало намерение главы правительства перенаправить кредит Эксимбанка Японии с реконструкции аэропорта «Борисполь» на строительство объездного моста севернее Николаева. Напомним, что ранее этот проект, как и другие, касающиеся льгот на развитие судостроения и модернизации николаевского водоканализационного хозяйства, зарубил все тот же соратник Ю. Тимошенко министр финансов В. Пинзенык. Дошло до того, что даже министр транспорта и связи Иосиф Винский выразил удивление высказываниями своего кабминовского шефа по поводу перенаправления японского кредита, предназначенного для аэропорта «Борисполь», на достройку окружной дороги в Николаеве. Он дипломатично заявил, что ничего об этом не слышал и для такого беспрецедентного шага «Необходимо менять условия договора». «Можно, конечно, проводить переговоры, но в условиях договора записан аэропорт «Борисполь», – подчеркнул Винский.

Но даже это не все. Прозвучало обещание все средства, которые аккумулируются в результате перевыполнения по местным налогам и сборам (это только за первое полугодие свыше 5 млрд. грн. в рамках страны) полностью оставить в распоряжении местных бюджетов плюс к тому дополнительно выделить субвенции на социально-экономическое развитие. Причем у местных бюджетов будет возможность не только получить эти деньги, но и самостоятельно решить их судьбу.

Несомненно, что такие невероятные даже для Ю. Тимошенко обещания не раздаются зря. В обмен она просит «совсем немного» поддержать программу действий правительства и внести изменения в Госбюджет-2008, предлагаемые Кабмином. Разумеется, как опытный политик, Ю. Тимошенко ни разу не поднимала тему предстоящих выборов. Но все, что она делает, в том числе раздавая такие грандиозные обещания, явно свидетельствует о ее планомерной подготовке к президентской гонке, а возможно, и к очередным парламентским выборам.

Автор: Станилав Козлов

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.040
Перейти на повну версію сайту